Odessa DailyМненияЕвромайдан

О компромиссе и Гласе Народа

Леонид Штекель

12 октября 2014 в 19:29
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Мы часто и много говорим о будущих выборах. О кандидатах, о партиях, о программах… У этого шоу много лиц. Но некоторые из них скрыты во тьме.

О компромиссе и Гласе Народа

Недавно мне пришла на память горькая страшная и книга Антуана де Сент-Экзюпери о Гражданской войне в Испании. У меня сейчас нет под рукой знаменитого его сборника, издававшегося в Кишиневе, и я не могу точно вспомнить название этих испанских писем. Но память до сих пор хранит потрясение от этой книги.

В СССР публиковали автора «Маленького принца» совершенно свободно: он был друг СССР, антифашист, «удачно» для советских идеологов погиб, в общем, был «прогрессивным», талантливым и почти безопасным для власти. У меня есть ощущение, что никто из руководства, по большому счету, не читал его испанских записок. Иначе трудно понять, как такая книга могла быть издана в Советском Союзе.

В ней Антуан де Сент-Экзюпери написал о том, как входит в души Гражданская война. Как люди привыкают к мысли, что идеология – есть неотъемлемая часть человека, и бороться с идеологией возможно лишь путем физического уничтожения ее носителей.

В СССР, где подобная идея получила свое «идеальное» воплощение, было страшно писать об этом. И, пожалуй, за исключением «Уже написан Вертер» Валентина Катаева, да горького фильма времен Оттепели «Сорок первый», об этом не принято было говорить.

Я вспомнил эту историю, читая прагматичную статью Сергея Диброва в Думской «Выборы для чайников, или Как завоевывать избирателей и оказывать влияние на голосование», но я считаю необходимым сделать очень важные отступления на полях.

Да с точки зрения обычного прагматизма, Сергей Дибров прав. До выборов мало времени, партии и отдельные политики должны работать с имеющимися социальными мифами и идеологическими штампами, так что все понятно.

Однако у этого обыденного прагматизма, есть и вторая сторона.

Это ведь не простая избирательная кампания. Мы живем в эпоху перелома и социальных и идеологических схем. Многое из того, что мы сейчас воспринимаем как само собой очевидное, еще весной этого года рассматривалось нами совершенно иначе. А о том, что и как мы думали год назад, я вообще не говорю – между этими эпохами пролегает пропасть.

Но это вызов эпохи оказался абсолютно не воспринят участниками выборного процесса. И я уверен, не потому, что мало времени, хотя дефицит времени и сыграл роль Змея-искусителя политических лидеров. Однако, на мой взгляд, политики оказались не просто не на уровне вызова истории. Они существуют со временем в разных измерениях. Их «личные часы» отстают, отстают по-крупному: у кого на полгода, у кого на год, у кого – на поколение.

Самое страшное, что трагедия Востока так и не стала ни для одной из сторон точкой отсчета. Никто не пытается найти политическое решение. И если сепаратистская сторона вполне очевидно не способна найти политическое решение ситуации, так как политических, то есть демократических решений, для «полевых командиров», правящих на Востоке, просто физически нет, и быть не может, то, увы, я не увидел на этих выборах и попытки политиков, считающих себя демократическими, сделать хоть полшага в строну политического решения проблемы.

Будем откровенны: выборы так и не стали площадкой для обсуждения реальных проблем страны. Этому в немалой степени способствует отсутствие реальных политических дебатов, но проблема не только в этом. Политические партии по-прежнему, как в СССР, рассматривают себя как «мудрых пастухов», призванных вести паству. Что думает «паства», что она хочет – это все лежит в стороне, от наших политических вождей.

Да, у нас очень большая прослойка людей, которые даже хотят, чтобы их вели. Под ручки. Хоть до ближайшего кладбища. Главное, чтобы вели. Но ведь в стране не только они живут. И не только они голосуют. А атмосфера телевизионных проповедей, призванных заменить реальное общение с политиками – насквозь пропитала нашу политическую тусовку, вне зависимости от заявленных политических предпочтений.

Причем то, что региональные лидеры в политических партиях не играют ни малейшей роли, а все решают киевские кукловоды – это смертельный приговор данной избирательной кампании.

Я боюсь, что и на этих выборах, которые безо всяких сомнений носят, уж простите мне мой «высокий штиль» – судьбоносный характер, те, кто думают сами, а не по подсказке, выборы просто проигнорируют.

Конечно, ситуация у нас не такая плохая, как была в 2006, но самое страшное, что те, кто правят бал в нашей политики, выводов из опыта тех лет, на мой взгляд, не сделали. 

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100