Odessa DailyНовости

«О чем бандерлоги мыслят сегодня, о том джунгли подумают завтра...»

Odessa Daily

21 июля 2018 в 07:51

Интервью с режиссером-постановщиком спектакля "Маугли" в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши, главным режиссером Одесского театра кукол Юрием Петровичем Чайкой.

«О чем бандерлоги мыслят сегодня, о том джунгли подумают завтра...»

Всё, что есть — бывало и прежде.

То, что будет — только новое рождение ушедших лет.

 

- Юрий Петрович, почему для постановки в Одесском театре юного зрителя вами была выбрана «Книга джунглей» британского писателя Редьярда Киплинга?

- Вы помните, кто там главный герой и что означает имя Маугли?  Это пенджабское слово, которое произносится как "мугли" и переводится - "ребенок".  Мне кажется, что логично было предложить Одесскому ТЮЗу именно этот материал, тем более, что когда-то спектакль «Маугли» (главный режиссер ТЮЗа Владимир Наумцев поставил спектакль в 1996 г. по пьесе В.Волькенштейна - прим. ред.) играли на этой сцене.

- Да, и он звучал. О нем писали, много говорили. Алла Люшина и Валентина Гульченко (два состава) играли роль Багиры. Маму-волчицу играла Людмила Ланец, а тигра Шер-Хана - Виктор Раду. Благодаря балетмейстеру Борису Борисову все актеры получили возможность продемонстрировать свою пластику и танцевальные способности. Великолепен был хоровод волков: Игорь Коршунов, Оксана Бурлай, Олег Нирян и Юлия Пляшкова. Зрителям есть, что вспомнить.

- У нас тоже работает интересная слаженная команда. Моя идея состоит в том, чтобы решить постановку в жанре ритуального театра. В спектакле много танцев и пластических движений. Племя разыгрывает ритуал – инициацию взросления ребенка, и это посвящение диктует всё, что происходит на сцене. Поэтому, важная составная часть – участие в постановке хореографа-постановщика Марины Замчевской. Над музыкой к спектаклю работает композитор, руководитель музыкальной части Одесского ТЮЗа Николай Безуглов. Художник-постановщик спектакля – Светлана Родослава, выпускница Одесского театрально-художественного училища, ученица заслуженного художника Украины, главного художника Одесского ТЮЗа Николая Вылкуна. В спектакле заняты практически все артисты театра.

- Мы видели на репетиции, что актеры выходят на сцену в масках.

- Да, это тоже часть сценического решения. У нас в «Маугли» - театральный синтез: обычная сценическая игра плюс пластика плюс работа с маской. Над изготовлением масок трудится команда бутафоров под руководством Андрея Трояновского.

- Но это не просто! Комфортно ли вам, как режиссеру театра кукол, в нашем ТЮЗе?

- С вашими актерами работается очень хорошо! Все ваши артисты – профессиональны, интересны как личности, как индивидуальности, очень гибкие в работе. Хотя, конечно, сложности есть. Нужно собрать всё в единое целое. Очень большое количество актёров занято в постановке. Мы репетируем два состава. Много разных технических приспособлений. Театр пластики, театр теней... И актеры должны слаженно и синхронно сыграть каждую сцену. Им нужно запомнить все технические нюансы, держать в голове детали. Это не так просто - запомнить каждую подробность и, в конце, собрать воедино рисунок роли.

- Тогда вернемся к Автору, получившему в 1907 году Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». Многие считают, что эта сказка - инициация - в самом буквальном смысле: Маугли растет, взрослеет , проходит определенные жизненные уроки, меняется его отношение к окружающему миру. В тексте - одновременно волшебство и жестокая реальность этого мира.  И везде - луна…

- Да, вы правы, в тексте все важные события происходят при свете луны: «и луна светила в устье пещеры, где жила семья», «когда над джунглями стояла полная луна, вся Стая собралась на Скале Совета»… Поэтому, она у нас тоже присутствует. Мне кажется, что основная мысль Киплинга в том, что ребенок должен расти в максимально свободной среде, но, когда он взрослеет, у него появляются долг и обязанности. Главный герой проходит путь взросления – от маленького ребенка до взрослого человека, путь к личности.

- Красной нитью через рассказы Киплинга проходит идея о законе джунглей, согласно которому побеждает сильнейший. Закон разрешает охоту, то есть убийство ради жизни, но запрещает ради развлечения.

- Да, это тоже важный момент, как и месседж : «мы с тобой - одной крови, ты и я». Об этой истории (написанной в конце XIX века) можно очень много говорить, и я рад, что мы взялись за эту непростую тему. Ведь что мы видим? Маленький мальчик, воспитанный волками (хотя многие из них его ненавидят), Багирой, Балу, Каа, Коброй и даже Шер-Ханом (в какой-то степени) становится человеком. Смелым и отважным. Но, как и было задумано Киплингом, с благородством и честью, со стыдом и совестью, которых в дикой природе, в принципе, нет. По книге - герой физически развит, говорит на разных языках (ведь "мы с тобой - одной крови" – нужно говорить именно на "языке" того, к кому обращаешься), проходит нелегкие испытания страхом, властью, деньгами, кровью и смертью. Когда же он вырастает, то уходит из джунглей - к людям, в социум. Очень важно театру создать некий мост, который помог бы в воспитании ребенка. Когда он попадает в социум – в садик, в школу - он должен научиться в этой среде жить, и на примере Маугли ребенок может научиться искусству выживания в обществе. А дальше вспоминаем то, что написано у Киплинга:

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда,

Пока будут Небо с Землей таковы, какими их Бог создал.

Но Запада нет и Востока нет, нет наций, родов и преград,

Когда двое сильных и смелых мужчин друг другу в глаза глядят…»

- То есть, дальнейшая судьба Маугли очерчена в «Балладе о Западе и Востоке»?

- Получается, что так…

- И последний вопрос. У вас уже был опыт такой масштабной постановки?

- Нет, это – первая такая серьезная постановка. Поэтому, спасибо руководству театра за доверие и приглашение. Я очень надеюсь, что все вместе - наша постановочная команда, артисты вашего прекрасного театра и все службы Одесского ТЮЗа - сделаем всё возможное, чтобы этот спектакль (премьера которого намечена в начале нового театрального сезона)  понравился зрителям.

Подготовила интервью Ирина Гурьева

Фото: Ирина Аверина

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100