Odessa DailyМненияЕвромайдан

О бредовой реформе образования в Украине

Леонид Штекель

6 сентября 2017 в 22:38
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Сегодня позвали на эфир Думской-ТВ по поводу нового Закона об образовании. Обычно стараюсь не реагировать на дурости нашей власти, но тут результат настолько противоположен заявленным целям, что решил прокомментировать. Хотя прекрасно понимаю, что все это - бесполезно.

О бредовой реформе образования в Украине

На самом деле вопрос даже не в том, нужно или нет 12-летнее образование. И даже не в том, что этот закон уничтожает образование на русском языке. Это просто наиболее вопиющие глупости этого закона. Но по отношению к закону – это частности.

Главный аспект этой реформы: нет ни малейшего анализа, что именно плохо и хорошо в нашем сегодняшнем образовании. Нет ни малейшей попытки понять, что сегодня происходит с образованием. Нет вообще никакого анализа ситуации, нет никаких, даже чисто имитационных, попыток провести исследования, какие проблемы стоят перед школой.

Закон – стопроцентная декларация о хороших намерениях, которые никогда не станут реальностью. На самом деле - намерения отвратительные и никчемные, но авторы этого закона даже не понимают, какой ужас они творят.

Абсолютно невежественный закон.

Такое ощущение, что авторы закона даже не читали те дискуссии об образовании, которые проходят в российских СМИ. Между тем, проблемы украинских школ абсолютно идентичны проблемам школ российских. Только у нас все гораздо хуже: интеллектуальный уровень наших специалистов гораздо ниже российских. Именно поэтому наше ЗНО не подвергается сомнению в прессе, а в России идет очень обстоятельная дискуссия о роли ЕГЭ. Именно поэтому в России очень внимательно обсуждают проблему возврата устного экзамена в школу, а у нас вообще не думают об этой теме. Это все можно продолжать.

Украинский закон об образовании фактически сведен к четырем проблемам: обучение 12 лет, обучение только на украинском языке, увеличение отчислений из бюджета на образование, увеличение зарплат учителям. Между тем, ни один из этих вопросов не является важным для реформы образования, за исключением языка обучения, но не в том смысле, который рассматривается данным законом.

Украинская постсоветская школа превратилась, как, кстати, и российская, в заповедник бюрократии. И в Украине, и в России стремительно выросло число документов и отчетов, которые должны заполнять учителя. И там, и здесь идет тотальная унификация школы, что неизбежно приводит к ее полной деградации. Никакие попытки изменить систему образования невозможны без ликвидации главного орудия советской системы: Министерство просвещения – областные отделы образования – городские отделы образования. Без ликвидации этой бюрократической иерархии реформа школы невозможна в принципе.

Попытка закона об образовании ввести выборы директоров школ – чистая профанация: до тех пор, пока, как минимум, школы не перестанут быть главным элементом украинской выборной системы (именно здесь осуществляются главные фальсификации выборов на местном уровне), никакие свободные выборы в этой системе невозможны. Но даже если вдруг на мгновение представить, что выборы не будут проходить в школах, а учителя под контролем директоров не будут заниматься фальсификацией выборов, все равно выборы при наличии контроля районо – это фикция. Районо объективно заинтересовано не в самостоятельных директорах школ, а в послушных. Так что о выборах могут говорить демагоги.

Постсоветская школа рассчитана на обучение естественно-техническим дисциплинам. Именно в этом была ее сила в советское время, когда выпускники школ шли либо в инженеры, либо в рабочие. И советская школа органически не могла готовить гуманитариев – это требует принципиально иного построения всего здания школы. Но, к сожалению, изучение естественно-научных дисциплин сейчас упало ниже плинтуса. Но при этом, разумеется, не произошло повышения уровня гуманитарного образования: оно как было низким, так и осталось.

Гуманитарное образование требует свободы ума и рассуждений. Оно требует учителя, который должен не учить, а дать возможность думать, не вещать, а спорить. Невозможно гуманитарное образование без споров, дискуссий, без инициативы снизу. Именно поэтому главным элементом политических дисциплин в СССР были семинары, а не лекции.

Современная украинская школа не спорит, не дискутирует, не ищет – она воспитывает. Это не нужно ни детям, ни родителям, ни обществу. Это все – «липа», от начала до конца. И то, что сейчас мат на улице стал обыденностью, так это в том числе и потому, что школа воспитывает, а не спорит.

И самое главное. Школа перестала быть социальным лифтом. В советское время, даже в эпоху «застоя», успешное окончание школы позволяло надеяться на хорошую карьеру. Сейчас обучение в школе не гарантирует ничего. Да, хорошие результаты ЗНО позволяют более успешно поступить на бюджет. Но ЗНО и обучение в школе почти никак не связаны. Кроме того, и высшее образование у нас не является социальным лифтом. Единственное, спасает нашу школу, это желание детей уехать из страны и поступить учиться в вуз в другой стране. А для этого надо хорошо учиться. Но к закону об образовании это не имеет ни малейшего отношения.

Нашу школу могут спасти только тотальный отказ от бюрократической модели и переход школ под контроль Попечительских советов, которые создаются с участием родителей. Именно эти советы должны принимать на работу учителей, утверждать программы и учебные планы. Вот тогда реформа возможна. Но наша власть никогда на это не пойдет. Местные власти - потому что в этом случае они теряют контроль над выборами, министерство – потому что они тогда никому не нужны.

И несколько слов о языке. Насилие над языком означает крах культуры. Я уже неоднократно писал, что авторы всех этих «культурологических» и «просветительских» законов - невежественные и глупые «совки». Уровень интеллекта у этих «законотворцев», как сейчас модно говорить, - ниже плинтуса. К сожалению, среди украинских интеллектуалов нет сегодня понимания, к чему приведет такая политика. И, фактически, уничтожение в Украине образования и культуры проходит под аплодисменты украинских интеллектуалов.

Власть и интеллектуальную элиту страны абсолютно не волнует, что из страны тотально «вымываются мозги».

Этот паровоз летит в пропасть, и иного пути у него нет. 

Метки: Теги

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100