Odessa DailyМнения

Недодемократия по- украински

Юрий Радухин

27 ноября 2015 в 16:44
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

История украинского народа – это история длительной борьбы за свободу и независимость. Когда Богдан Хмельницкий подписал «Переяславскую зраду», то это ничего не изменило в характере народа, в его мировоззрении. Только борьба Украины за независимость и свободу стала более кровавой и ожесточенной.

Недодемократия по- украински

Имперская Россия всегда боялась национального освободительного повстанческого духа украинцев и жестоко подавляла любые его проявления, заливая Украину кровью и посыпая пеплом пожарищ. После октябрьского переворота 1917 года правопреемник России, СССР, придерживался в отношении Украины все той же имперской политики. В начале 30-х годов страх тирана Сталина перед Украиной довёл это существо до политики геноцида нашей нации. С началом Второй мировой войны Сталин в сентябре 1939 года оккупировал западную часть Украины, насильно присоединив её к востоку и югу страны, которые под игом московской метрополии были уже почти триста лет. После распада СССР и обретения Украиной независимости национальный патриотический дух зазвучал с новой силой. Под влиянием, вышедших из подполья национальных патриотических движений и культуры украинское общество быстро изменялось. Украинизация охватила центр, юг и даже восток страны.
Обретя независимость и огласив курс на демократию и евроинтеграцию, Украина получила очередную историческую возможность стать частью Европы, а украинцы быть собой. На фундамент исторической памяти и менталитет народа легко наслаивались традиционные национальные ценности и культура. Благодаря национальной исторической памяти и мировоззрению значительной части общества, процесс украинизации проходил легко и динамично. В центре и на юге страны, даже на востоке – по украинском стали говорить массово. Причем, его изучали даже те, кто еще вчера на национальном языке не разговаривал.
90-е годы и экономика страны в этот период окончательно развеяли патерналистские иллюзии украинского общества, похоронив под собой совковую распределительную экономику и общественные сословия. После 1991 года, помимо совкового общества и экономики, Украина получила в наследство от незабвенного СССР систему власти и государственного управления, репрессивный алгоритм которой выработал еще Сталин. Такая структура власти и государственные институты не могли эффективно функционировать в новых условиях. Страна требовала изменений, а державных инструментов и опыта для этого не было. Провозгласив 25 лет назад демократический курс и формирование рынка в экономике, Украина по сей день не имеет эффективных государственных инструментов для проведения структурных реформ в экономике и изменений в политической, партийной системе. Хотя внутренние и внешние вызовы, на протяжении последних десятилетий, требуют радикального реформирования, прежде всего, системы государственного управления.
Общество менялось, внешний мир изменялся, не менялась только система и структура власти. Итог: все годы независимости субъект управления (державный аппарат, его структура) не соответствует объекту управления (стране). Этот разрыв позволил пяти президентам, множественным правительствам и радам восьми созывов – жить автономной самодостаточной жизнью никак не связанной с реалиями жизни народа и заявленными целями страны. Уже пятый президент Украины традиционно страдает «синдромом оторванности» от реальной жизни общества и державы. Его личная картина мира радикально отличается от того, что есть и происходит на самом деле. Вообще, национальные государственные деятели высокого ранга всегда воспринимали страну как объект для преобразований, а не как реально существующий организм. Сплошное торжество абстрактной схемы над жизнью. Так что нет ничего удивительного, что мы так живём. Ведь нация таких избирает и переизбирает, организовывая торжество этих невежеств и коррупционеров за собственные колоссальные деньги.
Украинское общество кардинально отличается от российского. Российская система державного управления, президент-царь батюшка, его варварские репрессивные диктаторские действия внутри России и внешняя имперская агрессия – всё это сегодня поддерживается и приветствуется 85% россиян. Путин легко возрождает культ Сталина и, если завтра массы будут аплодировать расстрелам «врагов народа» тройками, то ничего удивительного не будет. Российская царско-советская система государственного управления востребована массами по ныне. Поэтому на стыке общества и государства в России политических кризисов не возникает.
В Украине все с точностью, да наоборот. У нас на стыке общество-государство уже 15 лет как продолжается перманентный политический кризис. Украинцы давно желают реформ, а держава адекватным инструментарием для их проведения не обладает. Без радикальной реформы системы государственного управления и партийно-политической системы, планы по изменениям в правосудии и правоохранительных органах, борьба с коррупцией, структурные реформы в экономике – это все лишь красивая политическая риторика правящего класса. А политическая стабильность и экономическое развитие – несбыточная мечта.
25 лет независимости власть и политики не выполняют своих обещаний и не оправдывают ожиданий народа. Доверие общества к власти и политикам сегодня ниже нулевой отметки. Постмайдановский режим не стала исключением. Совковая традиция декоративно-имитационной политики по сей день на вооружении у державы. А мы ещё возмущаемся - откуда популизм? Верховный Совет или Верховная Рада советской Украины была абсолютно фейковой декоративной структурой. Всё решала тогда компартия. А депутатский корпус, состоящий из заслуженных доярок, дояров, сталеваров и других рабочих (все члены компартии) - за эти решения голосовал. В современной Украине государственные решения на своих сходняках принимает малочисленная олигархическая партия «коррупции и денег». Их марионеточные квази-партии и депутаты, за принимаемые олигархами решения, только голосуют.
Конституция Сталина была одной из самых демократических в мире. Но это не помешало ему выстроить самый репрессивный и диктаторский режим в мире. Что толку от того, что в Украине с 1996 года есть Конституция, соответствующая лучшим образцам Основного Закона стран традиционной демократии? Она никогда властью не выполнялась. В Украине конституционные права распространялись исключительно на элиту. Абсолютное большинство общества откидывалось державной политикой за рамки действия Конституции и законов. Откидывалось властью на маргинальное поле ограниченной в правах массы. Анализ законотворчества за период независимости позволяет прийти к выводу, что абсолютное большинство принятых законов касается административно-хозяйственного права и посвящены они перераспределению властных полномочий и собственности. Не говоря уже о том, что эти законы весьма сомнительного ангажированного качества. Когда для галочки голосовали за какой-то необходимый важный для страны закон, то голосовали обычно за его красивое название. Внутри была абсолютная пустышка. Законы, обеспечивающие механизм защиты и имплементацию конституционных гражданских прав, Радой почти не принимались. Законодательное поле Украины в части гражданского права фактически пустое. Скажем, статья Конституции «Об импичменте президенту» есть, а закона-механизма его проведения нет по сей день.
В период независимости нам так и не удалось сформировать рынок, рыночную экономику, которая воспроизводит классы. Нет рынка – нет классов. Социальная стратификация на уровне государственного аппарата носит сословный характер, представленный сословиями работников прокуратуры, милиции, различных министерств и ведомств. Также, сословный характер носят взаимоотношения структур власти на местном уровне. В классовом обществе взаимоотношения с державой экономические. В сословном –политические. На уровне державных институций в Украине сословия сохранились. На уровне общества они были уничтожены, а классы взамен не сформированы. Вот так и живём в подвешенном состоянии недоделанных. От воронов отбились, а к орлам не прибились.
Классы возникают там, где есть рынок. Отношения между классами нужно регулировать. Появляется парламент, как механизм регулирования и баланса взаимоотношений между бедными и богатыми. Появляются законы, регулирующие эти отношения. Появляется судебная система. А в сословной системе это все — лишнее. Там нет рынка, а есть система распределения. Как пример, Россия.
Украинские «реформаторы» пошли дальше. Они не сформировали рынок и классы, уничтожили «снизу» сословия, но при этом получили возможность, развесив декорации, имитировать процесс демократизации и соответствующие процедуры. Поэтому парламент есть, а баланса и справедливости между бедными и богатыми в Украине нет. Есть Конституция и множество законов, но они не предоставляют рядовому украинцу гражданских и других прав. Есть в стране суд, но нет правосудия. Есть прокуратура, но нет законности. Есть правоохранительные органы, но им нечего охранять.
До недавнего времени в Украине не было того общества, которое могло спросить – « а что это у нас в державе и стране столько лет происходит?». В итоге, сегодня мы имеем имитационные государственные институты и демократию. От Рады и правительства – до судебной системы, прокуратуры и правоохранительных органов. Десятилетия неподконтрольные народу, они перед страной не привыкли нести ответственность за свою деятельность. Как может массово невежественное в политике, праве и экономике общество контролировать государство? Тем более, если де факто есть только его имитация. Так что, когда говорят, что украинское государство слабое, или его вообще нет – это соответствует действительности и ничего удивительного в этом нет. К счастью, после Майдана достоинства общественное невежество испаряется и народ начинает многие процессы, события анализировать и правильно понимать. Пришло время спросить с державы. Мало того, что к ответу она не готова, так для неё это вообще странно. Майданы, многочисленные противостояния и столкновения, сегодняшние драки в Раде и судах – это всё результат имитационной политики и немощи государственного института. Держава не в состоянии эффективно выполнять возложенные на неё функции, востребованные нацией. В частности, проводить реформы.
Так или иначе, несмотря на два майдана, Украине еще предстоит совершить новую попытку перехода к реальной, неимитационной демократии и реформам. Украине только предстоят революционные изменения системы. Дай Бог, чтобы революционные процессы совершались у нас эволюционным путём. Дети системы и, ставшие у руля, её выкормыши, как показывает политический опыт страны, проводить революционные изменения не в состоянии. К сожалению, пока это наша закономерность.
В Украине сформировалась олигархическая рентная экономика в области государственной бюджетной сферы, которая дальше оффшорных карманов олигархата не распространяется. До 70% национальной экономики в тени. Убийственный для малого и среднего бизнеса налоговое законодательство – Кодекс – убивает экономику, не позволяет среднему классу стать явлением массовым. Цифры ежегодного национального грабежа коррупционным правительством сражают наповал - от 500 до 690 млрд. грн. Это бюджет страны вместе с пенсионным фондом, пропасть которого латается кредитами от международных доноров. Кредиты, за награбленное этими «благодетелями» с патриотической риторикой в собственные карманы, будет отдавать не одно поколение наших будущих наследников.
Российская державная политика была здесь более последовательной. Они не уничтожали сословий ни «сверху», ни «снизу». Чиновники и народ здесь находятся исключительно в политических взаимоотношениях с государством. Держава вовсю поощряет патерналистские настроения общества – «царь хороший, царь всем всё даст». Лишь бы народ в политику не лез. Российский народ, не имеющий отношения к державной службе, в большинстве своём относится к сословию маргиналов. Коррупционная рента «снизу» и «доверху» носит важную функцию склейки российского сословного общества. Если её радикально убрать, то страна рискует развалиться.
Коррупция в Украине тоже подменила собой все государственные институты и стала их фундаментом. Неформальный институт коррупции, будучи эффективней формальных государственных, также склеивает общество и державу. Маргинальное ограниченное в правах общество должно всем, кто «сверху». Народу оттуда никто ничего недолжен. Всё по Высотскому «…и текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали». Реальная борьба с коррупцией крайне опасна и грозит многими рисками, но у нас нет выхода. Лучше дать ей стратегически продуманный бой на баррикадах, имея все шансы победить, чем долго и позорно погибать на коррупционных сафари олигархата и чиновничества.
Несмотря на все усилия элиты, в Украине на наших глазах, из запланированного ими социального-экономического проекта по воспроизводству деполититизированной массы, самоорганизовалось общество с признаками гражданского, и состоялась политическая нация. Гражданские права и общество возникает тогда и там, где институт собственности носит массовый характер. У нас этого пока нет. Всему виной особенности перераспределения государственной собственности с середины 90-х годов, осуществляемые под чутким руководством второго президента Украины и патриарха олигархата товарища Леонида Кучмы. Приватизация осуществлялась узкой группой ограниченных лиц, не скованных ни моралью, ни демократической законностью, ни партийной дисциплиной, вообще практически ничем не скованных. Она не могла не превратиться в разворовывание государственной собственности и в масштабный национальный грабёж. Она не могла не сопровождаться окончательным развалом экономики, банкротством государства и массовым обнищанием народа.
Тем не менее, проект демократии без становления гражданского общества состояться не может. Его основа - развитый дифференцированы малый, средний бизнес и средний класс. В этих условиях возникает институт собственности, гражданское общество приобретает фундамент, экономика приобретает национального систематического внутреннего инвестора. Без гражданского общества говорить о демократии – это популизм, всего лишь красивая риторика и бурная симуляция политической элитой государственных демократических устремлений. Поэтому, формирование института собственности и массового собственника обязано стать волевым политическим решением руководителей государства. В этой сфере должно быть восстановлено статус-кво, создан баланс и симметрия. У нас же вся Украина в собственности у 0, 01% граждан. Им осталось ещё провести аферу с присвоением земли, и вся страна окажется в нескольких карманах олигархата. Если вы приватизировали квартиру в многоэтажном городском доме, то участок под домом собственникам квартир (их организации) не принадлежит. Он в собственности у городского Совета и исполкома. Ваши квартиры в многоэтажках висят в воздухе. Какая же это собственность?
Государство сегодня не в состоянии выполнять данные народу правящим классом обещания и осуществлять заявленные реформы. В коллективном сознании общества доминирует чувство несправедливости. Люди себя чувствуют ограбленными, нищими и обманутыми. Особенно всё это обострилось через два года после Майдана Достоинства и несбывшихся надеж, которые он подарил народу. Раскрывшийся было веер надежд и широких горизонтов через два года схлопнулся. Потенциал протестных настроений зашкаливает и пока продолжает расти. Украина, прежде всего, нуждается в реформировании государственного аппарата управления страной и формировании полноценных неимитационных демократических институтов. Иначе не будет остальных реформ. Не будет никакого европейского будущего. Будет интеграция назад в прошлое, в евросибирь .
Давно звучат заявления политиков и общественных деятелей «о необходимости полной перезагрузки державы». Если перелить человеку кровь другой группы, то он умрёт. Молодое вино разливают в новый бурдюк. Поэтому вопрос, - куда мы будем перезагружать новое? Если не изменить систему, то никакая перезагрузка нам не поможет.
Юрий Радухин

Метки: независимость; аппарат управления страной

Юрий Радухин


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100