Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Надо принципиально по-новому провести выборы в Общественный Совет при Одесской ОГА

Леонид Штекель

30 октября 2014 в 12:23
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

История с воцарением на «общественном царстве» Тамилы Афанасьевой, в очередной раз ставит вопрос о том, как и по какой процедуре должен избираться Общественный Совет при ООГА?

Надо принципиально по-новому провести выборы в Общественный Совет при Одесской ОГА

Формальная процедура, изложенная в Постановлении №996 реально позволяет кому угодно принять участие в этом избрании, достаточно лишь собрать трех человек, которые зарегистрируют общественную организацию. И все! Для этого нужно немного денег, хорошие отношения с Облюстом и больше никаких проблем. Фактически, в Одесской области зарегистрировано, если мне не изменяет память около трех тысяч организаций, из них порядка пятисот имеют руководителей, которые бы хотели получить удостоверение члена Общественного совета. То, что их никто не знает, что они, на самом деле, ничего не делают – это никого не волнует, ведь формальная сторона соблюдена – есть регистрации в Минюсте.

Разумеется, подобная ситуация возникла не случайно. Авторы документы прекрасно понимали, какая ситуация существует с общественными организациями: на очень небольшое количество реально работающих организаций, приходится десятки, а то и сотни только числящихся. И именно это море формальных организаций легко позволяет манипулировать «общественным мнением». И если в первой каденции Общественного совета при ООГА, где было сравнительно большое количество реально работающих организаций, Тамила Афанасьева с трудом удерживалась в своем председательском кресле, то во второй каденции, уж не знаю, с ее подачи, или просто так «случилось», но число таких «призрачных» организаций резко выросло, и уже не было никаких проблем для Тамилы Афанасьевой удержаться в роли председателя.

Нынешнее руководство Минюста, во всяком случае, на словах точно, прекрасно понимает ситуацию с общественными организациями и Общественными советами при обладминистрациях. Во всяком случае, публично, они призывают к изменению процедуры записанной в Постановлении №996, с расширением прав и обязанностей Общественных советом. Так что приведенные ниже предложения вполне в духе деклараций Министерства юстиции, и, разумеется, копия этих предложений будет отправлена и туда.

Суть изменений заключается в следующем: выборы в Общественный совет должны проходить, во-первых, не только среди зарегистрированных общественных организаций, а во-вторых, избирателями в этих выборах должны выступать не сами организации, а обычные избиратели. То есть необходимо провести обычную процедуру выборов, только по упрощенной схеме.

Что касается первого пункта, то он очень прост: в выборах должны принимать участие и общественные активисты, не имеющие статуса общественной организации, или, если говорить языком Постановления №996 – представители институтов гражданского общества. Для этого, общественные активисты обязаны подать некое количество подписей граждан в свою поддержку, например, 50 подпись на подписных листах, официально полученных в обладминистрации.

Ничего нереального в проведении прямых выборов в Общественный совет, на самом деле нет. Я могу напомнить пример Москвы, где были проведены прямые выборы в Координационный совет оппозиции, и сама процедура, и механизмы ее применения вполне реальны. На самом деле процедура может предусматривать три составляющие.

В день выборов в районах города, например в райадминистрациях, создаются избирательные участки, куда люди приходят с паспортом, регистрируются и голосуют. Так как схема упрощенная, то без проблем можно сделать для голосования не один, а два или три дня по четыре-пять часов. Можно вместо райадминистраций, расположиться в помещениях каких-либо коммерческих или общественных структур, к которым общественность готова доверять, и которые на безвозмездной основе смогут предоставить это помещение.

Второй вариант голосования – электронное. В едином месте в городе, в течение, допустим, месяца до выборов, можно создать общественную приемную, где люди приходят, регистрируются и получают ключ для проведения электронного голосования. Само программное обеспечение можно использовать из опыта москвичей, они готовы в этом плане помочь.

Третий путь голосования для желающих принять участие в голосовании из области – это заказное письмо в адрес избирательной комиссии от конкретного человека, чей паспорт будет подтвержден почтовым отделением.

Все эти механизмы не требуют серьезных затрат, зато они позволят придать хоть частично легитимность выборам в Общественный совет при ООГА, и в свою очередь, позволят ему получать мандат доверия людей, чтобы говорить с властью.

И для того, чтобы приступить к этим выборам нужно лишь согласие власти и избрание избирательной комиссии по проведению данных выборов.

Я думаю – это реальный путь обретения Общественными советами доверия и людей, и власти, и превращения их в реальный легитимный механизм гражданского общества.

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100