Odessa DailyНовости

Мольер? Да, Мольер! Да здравствует Мольер!

Лилия Штекель

4 декабря 2017 в 22:35

Классическая комедия – жанр удивительный. Вроде бы несколько веков назад написаны были эти пьесы, при этом самые гениальные из них не теряют актуальности и поэтому до сих пор востребованы.

Мольер? Да, Мольер! Да здравствует Мольер!

«Мещанин во дворянстве» - самая смешная, на мой взгляд, пьеса Мольера. Самая смешная и безобидная. И у нее – хороший финал.

В нашем Одесском театре юного зрителя Жана Батиста Мольера еще не ставили. Не знаю, как это получилось, но не ставили. Для того чтобы в репертуаре ТЮЗа появился этот новый спектакль, в театр были приглашены режиссер-постановщик Людмила Исмайлова (главный режиссер Стерлитамакского русского драматического театра) и художник-постановщик Ольга Горячева, которая работала вместе с Исмайловой не в одной уже постановке.

Исмайлова совершенно справедливо посчитала, что пьесу надо несколько подсократить, убрала некоторых персонажей, сократила до одного лакея заявленную ранее в программке массовку на сцене, убрала почти всю «туреччину», которая создавала в эпоху Мольера тогдашнюю актуальность, дала новое звучание персонажам – как бы очистила их от «пыли времен», и сделала финал – финала в пьесе нет, в ремарке написано, что все пляшут карнавально-турецкие танцы, и этим раньше все и заканчивалось. Господин Журден вообразил о себе лишнего, над ним посмеялись, и дело с концом. Но Людмила Исмайлова попробовала увидеть в этой смешной и поучительной комедии трагедию. И это у нее получилось.

История парижского нувориша, который к деньгам захотел еще и титул, и, естественно, даже без желанного титула можно же быть «типа как дворяне», что свихнувшийся на титулах городской мещанин Журден и делает. Он заводит себе разных модных учителей, которые делают вид, что учат его быть модным дворянином – хорошие манеры, вокал, танцы и даже философия. Он мечтает выдать замуж единственную дочку – за дворянина, конечно! И он влюблен в маркизу – в дворянку! Вот нам завязка пьесы.

Людмила Исмайлова сместила акценты. Все дело – в любви! Дворянство – лишь способ достичь цели. То бишь, добиться взаимности от маркизы Доримены. И вокруг этой истории любви все и закручивается! И вокруг моды – в ее самом смешном и нелепом понимании – сын турецкого султана становится по версии Исмайловой «королем моды и гламура».

Да, Журден уже не так смешон. Когда я читала в 14 лет «Мещанина во дворянстве» впервые, я смеялась до неприличия. Пыталась прочесть пришедшим с работы родителям смешные куски из пьесы и не понимала, почему им не смешно. А я на всю жизнь запомнила этот день, когда не могла удержаться от смеха, находя в псевдотурецкой тарабарщине переводческие шедевры, когда учителя объясняют, как и что должен делать Журден – я прямо все это видела как будто наяву! И мне совсем не было жалко Журдена – сам виноват, сам такой глупый… И я так смеялась над ним!

Ну, в общем, я стала старше. И теперь понимаю, что смешные сцены – только верхний слой, что эта комедия – очень многослойна и сложна. Мне жалко, что из постановки Исмайловой ушли мои любимые «марабаба сахем» (вроде «как я вас люблю» типа на турецком), «какарака мушен» (типа «душенька моя!» на типа турецком). Но осталось мое любимое «ни бель мес» в устах Клеонта! Спасибо!

Проявилась эта удивительная тема любви – даже если любимый человек изменяет и творит глупости и гадости. И это – совсем даже не смешно, а просто – настоящая трагедия. Мы все из зала смотрим, как муж изменяет жене, как он одержим этой любовью, как он готов «идти по головам» или даже по трупам, и становится страшно. И стыдно за него. Вот что получилось из «самой смешной комедии Мольера». Она считается простой, ее школьники изучали классе в восьмом или в седьмом. А здесь – столько всего сложного и сильного, и совсем непросто всё!

Художник Ольга Горячева нашла лаконичное декорационное решение. Французские ставни и створки дверей – закрытые и открытые – создают каждый раз новое пространство. Стильно! Мне очень понравились эти белые чистые декорации без всякой суеты и лишних деталей!

И этих чистых белых декорациях в самой первой сцене свихнувшийся от любви Журден задумывает свое нечистое дело – пишет любовное письмо не своей жене, а даме из высшего света, которую хотел бы сделать любовницей. У одесского Журдена – симпатичная жена, взрослая дочь на выданье, собственная пекарня. И кризис среднего возраста, когда хочется все поменять и добиться большего. И все близкие кажутся такими неблизкими и мелкими!..

Игорь Болховитин в роли Журдена смешон, но очень в меру. Чем дальше, тем более не смешон. И у него единственного роль очень зыбкая, без жестких акцентов – в ту или другую сторону. Все остальные роли в спектакле Исмайловой становятся носителями одной яркой черты, а Журден – ускользает, он неоднозначен. Вот костюмчики его я бы сделала еще нелепее, потому что «типа спортивный костюм» в «полосочку» в сочетании со скромными серыми штанами теряет свою нелепость, проигрывая в этой сцене. А «цветочки головками вниз» - вообще отсутствуют, хотя о них говорят, прямо указывая на камзол, где этих цветочков нет. Сделайте цветочки, пожалуйста, даже если их нет в той коллекции Луи Виттона, на основе которой и были задуманы костюмы. Да и непонятно, почему так смеется служанка Николь, когда видит своего хозяина в новом камзоле от модного стилиста. Она смеется, а мы в зале не очень понимаем, почему она так долго и много смеется и остановиться не может. Вот что-то там должно быть нелепое и смешное! Придумайте, у вас получится!

Николь в исполнении Надежды Машуковой очень хороша, темпераментна. Выразительное лицо, пластичное тело. По-мольеровски сыграно, очень хорошо!

Вообще вся «четвёрка» молодых влюбленных персонажей сыграна вдохновенно и легко. На них всех приятно смотреть! Все – к месту!

Ольга Саяпина – тоненькая и изящная – играет живо и искренно. Глаза и улыбка, пластика, темперамент – за все можно только хвалить!

Клеонт в исполнении нового актера ТЮЗа Игоря Волосовского – чудесное приобретение, театр! – как раз такой, каким и должен быть молодой и рефлексирующий Клеонт! Красив и статен, смешон и искренен.

Ковьель в исполнении Алексея Кочетова – «мозг операции» по околпачиванию Журдена – легко переходит от одного стиля персонажа к другому – легко, с ослепительной улыбкой.

Перекрестные мольеровские диалоги сыграны «четверкой» слаженно и четко - музыкально, я бы сказала. Все четверо – легконоги и изящны на сцене – получают огромное удовольствие от игры, и это очень хорошо транслируется в зал. Спасибо! Не теряйте, пожалуйста, это ощущение праздника на сцене, которое вы приносите!

Учителя Журдена – соучастники превращения Журдена в «типа дворянина» - карикатурно смешны и узнаваемы. И Михаил Иванов, и Михаил Малицкий, и Сергей Демченко – это все очень классно сделано, и смешно в каждом жесте и слове.

Портной в исполнении юного Александра Ильвахина - «стилист», юный талантливый хищник.

Лакей, которого играет Александр Чорба, соединяет весь спектакль в единое целое – сшивает его в цельное полотно. Молодой актер тактичен, уместен, с чувством смешного.

На передний план постановки Исмайловой наряду с господином Журденом вышли граф Дорант и маркиза Доримена. Дорант в исполнении Виктора Раду похож на профессионального телеведущего с хищной и «типа обаятельной» улыбкой. И Журден ему слепо верит. Их дуэты сыграны как по нотам, а когда к ним присоединяется еще и госпожа Журден – это очень нескучно смотреть.

Но сейчас – о Доримене, маркизе, покорившей сердце Журдена. Людмила Исмайлова полностью убрала голубоватый флёр героини, она сделала её героиней модных тусовок и гламурных фотосессий. Ляна Карева жеманничает в этой роли так смешно и убедительно! Она вышагивает, как гигантская лошадь на своих огромных каблуках, она разговаривает, смешно надувая губки и растягивая гласные, не забывая показать ручками в гламурном маникюре, какая она соблазнительная и где конкретно. Её выходы и проходы по сцене вызывают безоговорочный смех в зале. И про эту Доримену думается, что она вряд ли заслуживает свой дворянский титул. И стоит ли вовсе иметь тот титул, если маркиза с титулом не стала маркизой? Она, кажется, глуповата, но она может быть жестокой. Вот столько всего в одной роли «голубой героини» нашли Ляна Карева и Людмила Исмайлова.

Но самый искренний и не самый обычно влияющий на ходспектакля персонаж - госпожа Журден - в одесском спектакле расцвел и превратился в мудрую и очаровательную женщину. Алла Люшина хрипловатым голосом сразу задает тон своей героине – она проста, умна, прямолинейна. И очень хороша собой даже в простых нарядах, без гламурных украшений. Она выглядит гораздо благороднее дворянки-маркизы. И еще госпожа Журден любит своего мужа – того самого, который её предал. И она ему всё простила – в отличие от оригинала пьесы – именно в ее объятиях господин Журден находит и прощение, и утешение.

И опять я подумала о том, кто же все-таки господин Журден: дурак набитый или влюбленный тетерев? Или он дурак, потому что потерял голову от состояния влюбленности? Столько вопросов! Есть над чем подумать. И перечитать Мольера.

В общем, я простила спектаклю, что мне было не смешно. Потому что – всё дело в любви. И если она есть – не нужны никакие титулы.

Поэтому – спасибо за новый спектакль! Такой свежий, такой живой. И за новых актеров, которые сразу ринулись в бой, на сценическую передовую!

Пы.Сы.: Позовите еще раз Исмайлову, плиз!

Пы.Сы.Сы.: А почему на афише спектакля – красный зонтик? Что он означает? За весь спектакль я на сцене ни разу не увидела ни одного красного зонтика…

Лилия Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100