Odessa DailyМнения

Мемория. Лидия Гинзбург

Odessa Daily

21 марта 2017 в 15:18
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

18 марта 1902 года родилась Лидия Гинзбург, литературовед и мемуарист.

Мемория. Лидия Гинзбург

Личное дело

Лидия Яковлевна Гинзбург (1902—1990) родилась в Одессе. Отец умер, когда девочке было всего 8 лет и заботу о ней взял на себя дядя.

В 1922 году поступила на словесный факультет Института истории искусства в Ленинграде, который и закончила в 1926 году. С этого же года начала печататься. Ранние исследования Гинзбург посвящены изучению внутритекстовых структур поэтов первой трети 19 века и проблем философской лирики: статьи «Вяземский-литератор», 1926; «Из литературной истории Бенедиктова (Белинский и Бенедиктов)», 1927; «Опыт философской лирики (Веневитинов)», 1929; «Пушкин и Бенедиктов», 1936; «К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе», 1936.

В молодости Лидия Гинзбург публиковалась в кругу младоформалистов, была близка к литературно-художественному авангарду. Ее учителями были опоязовцы Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, Виктор Шкловский. В начале тридцатых годов формальная школа была разгромлена, и Лидия Гинзбург на долгие годы оказалась вытеснена из литературного процесса. Также она лишилась и университетской кафедры, и учеников. Преподавала на рабфаке, несколько лет ездила читать лекции в Петрозаводск.

Пережила блокаду Ленинграда, работала редактором Ленрадиокомитета, выпускала военно-литературные передачи. Во время блокады в 1942 году потеряла мать, умершую от последствий дистрофии. Позже написала «Записки блокадного человека», опубликованные только в 1984 году.

Дружила с Борисом Бухштабом и Григорием Гуковским, репрессированным в пятидесятом году. Лично знала Шкловского, Маяковского, Эйхенбаума, Тынянова, Ахматову, Н. Я. Мандельштам и оставила воспоминания о них.

С конца 1930-х годов в работах Гинзбург изучение текста связывается с исследованием внетекстовых факторов: культуры, эпохи, гражданской истории. («Творческий путь М. Ю. Лермонтова», Л., 1940; «“Былое и думы” А. И. Герцена», Л., 1957).  В 1950-е годы участвовала и в подготовке текста «Былого и дум» для академического собрания сочинений Герцена.

Основные труды, принесшие Гинзбург мировую известность, начали публиковаться только в 70-х годах прошлого века.

Скончалась Лидия Гинзбург 17 июля 1990 года в Ленинграде. Похоронена на кладбище писательского поселка Комарово.

(http://polit.ru/media/photolib/2015/03/17/ginsburg2.jpg)
           Лидия Гинзбург

Чем знаменита

Лидия Гинзбург стала широко известна в восьмидесятые годы XX века — прежде всего, как автор «Записок блокадного человека» (вышли в журнале «Нева» в 1984 году). Однако в интеллигентских кругах ее работы были популярны уже с конца 60-х – начала 70-х годов.

«Настоящее ее явление читателю, а вслед за ним настоящее, порой ажиотажное признание, сделавшее ее, с одной стороны, фигурой культовой, а с другой – приведшее к Государственной премии, началось в начале 70-х, то есть когда и автору было уже за семьдесят», - пишет о Гинзбург петербургский писатель и публицист Николай Крыщук.

Именно тогда одна за другой вышли книги Лидии Гинзбург «О психологической прозе», «О литературном герое», «О лирике»; прозаические эссе «Возвращение домой», «Мысль, описавшая круг», «Заблуждение воли», «Записки блокадного человека», воспоминания и, наконец, «Записные книжки».

В своих трудах Гинзбург отстаивает идею о соотнесенности литературы со всем кругом тем и вопросов, стоявших перед обществом в период создания каждого конкретного произведения, о необходимости при анализе текста учитывать влияние на него и внетекстовых факторов – исторических и культурных.

Неоднократно переиздававшиеся книги Лидии Гинзбург «О лирике» (1964) и «О психологической прозе» (1971) стали значительными вехами в истории российского литературоведения. В книге «О психологической прозе» она описала кружковую жизнь первых русских интеллектуалов 1830—1840-х годов. В этой книге Гинзбург переработала, в сжатом виде, написанную еще в сталинскую эпоху монографию «“Былое и думы” Герцена», опубликованную в 1957 году. По словам филолога Ирины Паперно, «Гинзбург-литературовед представила “Былое и думы” как ключевой для формирования русского исторического сознания текст и как продукт группового этоса первых русских интеллигентов-гегельянцев 1840-х годов».

Мемуаристика и уникальные «Записные книжки» Гинзбург, охватывающие весь советский период с 1920-х до 1980-х годов, стали публиковаться лишь с середины 1980-х и до сих пор не напечатаны полностью. Частично опубликована ее переписка с Надеждой Мандельштам, Наталией Ильиной и Борисом Бухштабом.

Осознание оригинальности и масштаба фигуры Лидии Гинзбург, изучение ее наследия и роли «свидетеля XX века» началось в России только в 2000-е годы.

О чем надо знать

Несмотря на то, что в обширном наследии Лидии Гинзбург нет ни одного романа, многие исследователи считают, что она никогда не была в прямом смысле литературоведом (слово, которое сама она недолюбливала), но что все ее книги представляют собой большой многотомный роман.

Сама Лидия Гинзбург, а также поклонники и исследователи ее творчества много размышляли о том, как определить тот жанр, в котором она работает. Написанное ею нельзя отнести к таким устоявшимся жанрам как рассказ, роман, повесть, дневниковая запись или эссе.

В итоге чаще всего этот жанр определяют как ««промежуточную прозу». Именно этим термином сама Гинзбург определяла прозу Герцена, говоря, что «историко-литературные работы удаются, когда в них есть второй, интимный смысл».

«Если представить все написанное Гинзбург как одно распространенное высказывание, то мы почувствуем, что высказывание это грандиозно, объемно и по существу неоспоримо», - писал Николай Крыщук о книгах Лидии Гинзбург как о принципиально новом явлении прозы ХХ века. 

Прямая речь

«Моя тема: как человек определенного исторического склада подсчитывает свое достояние перед лицом небытия», - Лидия Гинзбург.

«С очень и очень многими я могу, сохраняя ощущение их превосходства, разговаривать о политике, о жизни и смерти, об общих знакомых, о добре и зле. Только бы они не заговаривали о литературе…

Это не снобизм, это профессиональная щекотливость; притом щекотливость вредная, потому что литература если не пишется, то печатается для людей, и еще потому, что поучительно вплотную наблюдать за реакциями пресловутого и искомого массового читателя, – но у меня на это не хватает нервов. Надо будет начать тренировать себя, что ли!», - Лидия Гинзбург.

«Я очень люблю закономерности. Понятие круговой поруки фактов для меня основное. Я охотно принимаю случайные радости, но требую логики от поразивших меня бедствий. И логика утешает, как доброе слово», - Лидия Гинзбург

«Для Гинзбург важно прежде всего точное слово и четкий смысл, итог, результат интеллектуального процесса. Она написала много строк о нормальном человеке, о поэзии, если хотите, здравого смысла – этот опыт был ей знаком, и этот опыт в русской литературе почти не нашел выражения. Тут она и как литератор, и как философ – явление незаурядное и принципиально новое», - Николай Крыщук. «Лидия Гинзбург: человек за письменным столом».

4 факта о Лидии Гинзбург

Материалы о Лидии Гинзбург

Лидия Гинзбург: человек за письменным столом. (http://ps.1september.ru/article.php?ID=200305921) Николай Крыщук

Последнее интервью с Лидией Яковлевной Гинзбург (http://seance.ru/blog/ginzburg/)

Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель. (http://magazines.russ.ru/nlo/2004/68/pap5.html) Ирина Паперно

Статья о Лидии Гинзбург в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гинзбург,_Лидия_Яковлевна)

Источник: polit.ru (http://polit.ru/news/2017/03/18/ginzburg/)

Метки: Теги