Odessa DailyМнения

Личное мнение о главных итогах трагедии 2 мая

Леонид Штекель

20 июня 2014 в 11:41
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

После разговора с представителями Совета Европы по поводу событий 2 мая, у меня появилась идея предложить нашей комиссии совместное заявление. Заявление не по конкретным обстоятельствам этой трагедии, а по тем системным проблемам наших силовых структур, которые, на мой взгляд, и породили эту трагедию

Личное мнение о главных итогах трагедии 2 мая

Заявление первоначально  было, в общем, поддержано, и я отослал его представителям ОБСЕ от имени комиссии. Однако затем ряд членов комиссии посчитали, что это лишь «вода» не имеющая конкретного значения. В связи с тем, что я категорически не согласен с этим, я решил опубликовать и само заявление, и краткие комментарии к нему.

«Заявление Общественной комиссии «Второго мая»

События 2 мая в Одессе стали кровавым доказательством общего кризиса всей правоохранительной системы Украины. И законодательство страны в сфере правоохранительной деятельности и кадровый состав абсолютно несовместимы с демократическим путем развития Украины.

Правоохранительные органы страны, практически, полностью выведены из-под контроля общества, они существуют в собственном коррумпированном мире и нацелены не на защиту граждан, а на решение своих внутренних задач, в том числе и по вымогательству денег у граждан и бизнеса.

Вся система коррупции правоохранительных органов зиждется на их особом статусе, который был принят еще в советское время, и по факту не соответствует даже декларациям Конституции Украины, не говоря уже о международных и Европейских конвенциях, ратифицированных парламентом Украины.

Законодательство Украины в сфере правоохранительной деятельности позволяет, под предлогом секретности, не допустить контроль общества и СМИ над деятельностью  силовых структур, что открывает простор для самого чудовищного произвола, осуществляемого под предлогом секретности, «тайны следствия» и т.д. Обычные граждане оказываются неспособны противостоять насилию правоохранительных органов по отношению к ним. И соответственно правоохранительные органы по факту абсолютно незаинтересованы в защите прав граждан, в том числе, разумеется, права на жизнь.

Организация управления правоохранительными органами создана таким образом, что только высшее руководство страны в Киеве способно оказать реальное воздействие на правоохранительные органы, что неизбежно провоцирует произвол на местном и региональном уровне.

Именно закрытость, сверхцентрализация, отсутствие контроля со стороны общества и СМИ, абсолютное игнорирование мнения граждан – стали главными детонаторами трагедии 2 мая в Одессе.

Украине требуется незамедлительная демилитаризация, децентрализация правоохранительных органов, создание реальных механизмов контроля общества и СМИ, выборности руководства правоохранительных органов на низовом уровне».

А теперь несколько моих комментариев:

Те журналисты, которые пишут реальные материалы о милиции, неоднократно говорили и говорят о пытках, о выбивании нужных показаний, о «крышевании» бизнеса и наоборот, о «наездах на бизнес». Все это вполне очевидно для любого человека, мало-мальски знакомого с ситуацией в этой сфере. Однако, на мой взгляд, важнейшим вопросом является причина этого. А она, я глубоко в этом убежден, не в том, что «нехорошие люди» занимают высокие посты, а в том, что вся система, и, прежде всего, законодательство Украины в сфере силовых структур не имеет ничего общего ни с демократией, ни со свободой, ни с правами человека.

Можно начать с первого: Закона о милиции. Этот закон, фактически, является прямым нарушением Конституции Украины, так как предоставляет милиции не ограниченные права. При всех «наездах» милиции на бизнес, милиционеры ссылаются на права работников милиции, заложенные в этом самом Законе.

Закон о милиции полностью соответствует советским нормам права. Эти нормы негласно были рассчитаны на наличие «второй сигнальной системы» -- партийной вертикали, которая была обязана создавать систему контроля за ними. Партийные органы, благодаря наличию партийного аппарата, проникающего во все звенья милицейских структур, имели для этого необходимые возможности.

Даже при наличии такого контроля, в милицейских органах при СССР были весьма серьезные нарушения. Однако нынешняя структура власти вообще не имеет подобного контроля. То есть законодательство сохранилось советское, а система контроля, которая хоть как-то при СССР удерживала механизмы от тотальной коррупции, в нашей жизни просто отсутствует.

На сегодняшний день даже руководство страны не имеет механизма контроля за силовыми структурами. Закон о милиции превращает милицию в абсолютно закрытую для любого внешнего воздействия касту. И, разумеется, в этих условиях, попытки регулировать его работу, назначая новых глав МВД – это даже не костыль, это изображение костыля.

Как любая закрытая система, наша милиция вообще изначально не заинтересована в решении проблем преступности. Любую закрытую систему интересует лишь собственное выживание и собственные интересы. И, разумеется, для такой системы всегда будут своими те, кто добивается произвола, кто выступает против прав граждан, против свободы и демократии. Стихийная ненависть милиции к журналистам не является личным вызовом того или иного начальника или руководителя структуры по «связям с общественностью». Нет, это органически заложено в Законе о милиции, в неограниченных правах милиционеров, в отсутствии контроля общества за текущей и оперативной деятельностью милиции.

Одним из важнейших столпов системы милицейской власти является знаменитый Закон об оперативно-розыскной деятельности. Сам принцип, что все, что делает милиция, весь ход следствия является тайной, – идеальное прикрытие для любого произвола. Несомненно, в некоторых случаях, у следствия могут быть свои секреты, однако если секретность не является ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правил, а основой СИСТЕМЫ, то в этом случае секретность используется не во имя дела, а исключительно во имя интересов самой милицейской касты.

И надо прекрасно понимать, что никакие отдельно взятые проверки не могут вскрыть всей системы – только тотальной контроль, как в свое время это могла сделать партийная вертикаль в МВД, может создать  систему управления этой закрытой кастой.

Хорошо известно, что даже в США, в свое время Федеральное бюро расследований было обвинено в превышении мер секретности, в произволе и так далее. И это при том, что в стране существует реальная, а не декларативная и свобода слова, и политическая свобода, и контроль общества за властью. Но даже при наличии таких мощных механизмов демократии, произвол силовых структур, увы, вполне реальная проблема. А между тем, в реальности ФБР, даже во Времена Гувера, никогда не имела и десятой доли полномочий нашей милиции. 

Кстати, одним из важнейших системных элементов этой закрытой касты является милитаризация милиции. Вся эта система военных званий, квази-военных структур и так далее, вызвана не необходимостью, а желанием сцементировать кастовость ее состава. Ни к раскрытию преступлений, ни к поддержанию общественного порядка, ни к каким либо иным правоохранительным задачам это не относится.

На мой взгляд, трагедия 2 мая просто вскрыла весь этот гнойник, именуемый «правоохранительная система Украины». То, что милиция в упор не замечала нарастания противостояния, было не случайно, а закономерно. Ибо милицию вообще не интересуют эти проблемы, если они не имеют «коммерческого применения». Милиции абсолютно плевать на судьбы журналистов именно потому, что она инстинктивно рассматривает журналистов, как своих врагов. Что же касается оперативных действий по планам «массовые беспорядки», как там он называет, «Волна», то я уверен, что нынешняя наша милицейская структура, вообще органически не способна к подобным действиям. Она может по требованию первых лиц изобразить некие «телодвижения», но у нее просто отсутствует внутренняя мотивация для подобных действий. Не на уровне исполнителей, а на уровне среднего и высшего звена. И, повторяю, здесь причина не умысел, что возможно, но не принципиально, а сама система силовых структур, заложенная в нашем законодательстве.

Эту систему невозможно частично реформировать, так как она вся рассчитана вообще на другую жизнь, и на другие правила игры. Кстати, именно поэтому, одним из первых шагов Саакашвили в Грузии были не только увеличение официальной зарплаты работникам полиции, не только беспощадная борьба с коррупцией. Важнейшим элементом этого является децентрализация этой системы и выборность руководства. Выборы «шерифов» - краеугольный камень реформы силовых структур, превращения их из тоталитарного коррупционного органа в демократический механизм власти.

Только контроль общества путем прямых выборов, свобода доступа СМИ, разделение всей гигантской вертикали на отдельные центры власти, подчиненные гражданскому контролю – это, на мой взгляд, единственный путь реформирования силовых структур.

Метки: милиция; общество; законодательство; гражданский контроль; одесса 2 мая