Odessa DailyНовости

«Коржики — они, конечно, лучше на вкус, чем на слух...»

Odessa Daily

4 марта 2019 в 17:36

Совсем скоро в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши – новая премьера. Публикуем интервью с режиссером-постановщиком спектакля «Сказки дядюшки Римуса» - Викторией Чекмак.

«Коржики — они, конечно, лучше на вкус, чем на слух...»

Чекмак Виктория (родилась в г. Мариуполь), молодой режиссер, выпускница Киевского национального университета культуры и искусства.

- Виктория, расскажите, почему вы решили стать режиссером? Я знаю, что вы не сразу поступили в театральный…

- После школы, хотела поступать на актерский, но родители воспротивились, мол «нищенствовать можно и без актерского диплома». Престижные и «денежные» профессии - врача, адвоката, примеряя на себя как роли, казались мне до боли скучными и неинтересными, начиная от униформы, и заканчивая строгими порядками в подобных инстанциях. Монотонность и однообразие – это то, что я больше всего не переношу в жизни. В итоге поступила на переводчика новогреческого и английского языков в родном городе Мариуполе, не покидая идею впоследствии «вернуться» к театру. И вернулась я к нему в 26 лет, поступив на режиссерский факультет - специальность режиссер драматического театра - в Киевский национальный университет культуры и искусства.

 - Расскажите о ваших педагогах.

 - Мои педагоги: кандидат педагогический наук, доцент факультета сценического искусства Нина Николаевна Гусакова и Валерия Дмитриевна Штефюк. Режиссура – сродни архитектуре. Из воздуха нельзя ничего построить! Нужен прочный фундамент, на основе которого, шаг за шагом, выстраивается сам спектакль. Если пропустишь хоть один «кирпичик», то все рухнет. Это один из постулатов нашего Мастера курса Нины Николаевны. Она проповедует человечный, психологический театр, где в центре – человек и на сцене, и в зале.  И главное – та самая «жизнь его духа», его переживания, его проблемы. Не эпатаж, не визуальные эффекты, а Человек.

- У вас есть примеры тех театральных режиссеров, которыми вы восхищаетесь?

- Одним из своих учителей я считаю Римаса Туминаса. Его представление о театре, как о некоем таинстве, где актеры на время спектакля возвращают к жизни давно ушедших, дают им голос, право высказаться, оправдаться – для меня основное. Диалог ведется по вертикали, он обращен к силам, которые над нами, мы пытаемся до них достучаться, взываем в надежде, что они нас услышат и поймут. Такое представление о театре переносит его из категории искусства в экзистенциальную плоскость. И это полностью созвучно моему внутреннему ощущению о месте человека не только в театре, но и в жизни в целом.

- Как вы относитесь к распространенному мнению о том, что режиссура – мужская профессия?

- Скорее, с улыбкой. Это отголоски патриархального общества, где гендерная дискриминация была нормой. Глупо затрагивать гендерный аспект в такой сугубо интеллектуальной профессии, какой является режиссура. То, что женщин-режиссеров значительно меньше – это факт, но очевидны и причины этого – исторические факторы развития системы образования (право на него, его доступность и т.д.) А вот если подходить к этому вопросу с научной точки зрения, тогда оказывается, что все преимущества - на стороне женщин. Есть существенная разница в функционировании мозга мужчин и женщин, что влияет на реакции, поведение, характер принятия решений и способности в тех или иных сферах деятельности. И подтверждением тому – тот факт, что нам хватает ума не называть это «мужская режиссура» или это «мужская литература».

- Как вы оказались в Одесском ТЮЗе имени Юрия Олеши?

- Нужно было выбирать театр, в котором можно было поставить дипломную работу. Изначально мне хотелось приехать в Одессу. До этого я не была в Одесском театре юного зрителя. Прочитав о театре на сайте, просмотрев репертуар, я интуитивно почувствовала, что это то, что мне нужно и не ошиблась! Директор театра - Оксана Николаевна Бурлай-Питерова - пошла мне навстречу и дала согласие на постановку дипломного спектакля. Довольно долгими были переговоры касательно материала для постановки, в итоге были выбраны «Сказки дядюшки Римуса» американского писателя Джоэля Чандлера Харриса - общепризнанный шедевр мировой детской литературы. Как вы можете прочесть во всех аннотациях, по значимости, красочности языка, фантазийности и популярности среди читателей "Сказки" сопоставимы с "Приключениями Тома Сойера".

- Как вас приняли артисты и технические службы ТЮЗа?

- Я очень переживала перед началом работы именно по поводу того, как примут артисты театра. Несколько раз приезжала, смотрела спектакли – «знакомилась» с актерами, а с середины января мы приступили к репетициям. Но, на мое счастье, они настоящие профессионалы и ответственно подходят к работе, невзирая на тот факт, что я – режиссер-дебютант. Отдельные слова благодарности хотелось бы высказать в адрес всех служб театра, которые поддерживают, советуют.

- Расскажите о команде, с которой приходится работать!

У нас сложилась замечательная команда: 19 артистов театра (мы репетируем два состава), композитор – Николай Безуглов,  сценограф – Ольга Смагина, костюмы шьет Людмила Войновская. Надеюсь, мы вместе сможем удивить и порадовать наших зрителей веселыми приключениями и поучительными историями.

 – «Было когда-то время, – говорил Римус, взбалтывая остатки кофе в кружке, чтобы собрать весь сахар, – было когда-то время – все звери жили дружно, как добрые соседи». Для какого зрителя ваш спектакль?

- Сборник «Сказки дядюшки Римуса» – это литература не только для детей, но и для взрослых. Главные герои – правдоподобные и обворожительные животные - предприимчивые, находчивые, даже хитрые. Каждая история рассказывает о событии, которое несёт в себе определённый смысл. Считается, что эти сказки были созданы не просто так. В них отражены поступки реальных людей в жизни. Истории о хитром Братце Кролике содержат множество уровней. Это сказки для всей семьи. Уверена, что не только дети, но и их родители будут смотреть наш спектакль с удовольствием!

- Что интересного ожидает наших зрителей?

«Сказки дядюшки Римуса» - это своего рода бесконечная сага, написанная автором еще в середине XIX века. Это разные истории, взятые писателем из фольклора. Для того чтобы связать их воедино, мне пришлось делать собственную инсценировку. Важно было обозначить мотивацию поступков главного героя – Братца Кролика. Объединить героев и ситуации в единую историю, которая имела бы свою предысторию, основную часть и концовку, счастливую и поучительную. Зрителей ждут знакомые им по сказкам герои, которые сойдя со страниц этой увлекательной книжки, зажили своей жизнью. Они готовы удивлять и говорить о важных истинах в причудливых ситуациях, понятных как детям, так и их родителям. Спектакль для всей семьи, жанр - сказочная буффонада. Мы ждем вас 24 марта в 12:00! Думаю, что яркая игра актеров Одесского ТЮЗа не оставит никого равнодушным.

Фото из архива режиссера. Вопросы задавала Ирина Аверина