Odessa DailyМненияЕвромайдан

Ген защитника Родины.

Анна Березкина

2 апреля 2015 в 12:14
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

«Украинцы – одни из лучших военных в мире» - этой фразой, сказанной за дружественным обедом в курсантской столовой Львовской Академии Сухопутных войск имени Петра Сагайдачного, вывел меня из задумчивости, наступившей на третий час экскурсии по военному ВУЗу, новый львовский друг и коллега – военный журналист Тарась Грень.

Ген защитника Родины.

Знакомство и посещение академии произошло в рамках проекта «От Востока к Западу», реализуемого при поддержке фонда развития СМИ Посольства США в Украине.

Естественно, я не смогла оставить заявление военкора без внимания и попросила доказательств. По версии Греня, дело оказалось в генах – «У меня сестра генетик. Раньше, когда она рассказывала мне про генетическую память, я не понимал, но, когда увидел наших людей на передовой, сразу об этом вспомнил». И журналист привел примеры нынешних бойцов, еще совсем недавно бывших мирными учителями, студентами, бизнесменами. «Когда я их спрашивал, откуда у них взялось чутье, понимание того, как вести бой, они отвечали, что не знают – взялось и все. Вот сейчас хочу написать про ивано-франковского парнишку одного – совсем молодой, стеснительный, недавно мобилизовали, стал наводчиком - артиллеристом. А ведь это очень серьезное задача – уметь правильно выбрать, организовать позицию .. Или львовянин – учитель физики, сейчас - командир подразделения, позывной Тарас Бульба. Никогда не был военным и не собирался, не из семьи военнослужащего – но он стал военным, причем, настоящим командиром – тем, кто может научить, повести за собой. И так, от внутренней организации, способностей и устремлений каждого индивидуума складывается целое войско, армия, способная – несмотря ни на что – держать оборону».  

 

Сам Тарас – профессиональный и потомственный военный журналист. Совсем недавно вернулся из зоны АТО, где в составе Передовой информационно-аналитической группы МО объездил все наиболее горячие точки – Счастье, Пески, Крымское, Красноармейское, Авдеевский коксохимкомбинат, район Луганской ТЭЦ, Донецкого аэропорта. Говорит: «за нами фактически закрывался дебальцевский котел». Главным заданием на фронте было оперативное отражением боевой ситуации и знакомство, рассказ о наших героях, каких на передовой, по его словам, очень много. Будучи офицером Западного регионального медиацентра Минобороны, Грень отвечает за Ивано-франковскую область. Военкор вспоминает, как шесть лет назад, когда он только попал в центр, военные считали всех журналистов продажными, а журналисты, в свою очередь – всех военных алкоголиками и тунеядцами. Через два года ситуация изменилась – журналисты стали чаще бывать в частях, на учениях, и своими глазами увидели, какой профессионализм и мастерство необходимы для выполнения определенных, тогда еще – учебно-тренировочных - задач (к примеру, подъему в воздух боевого самолета при -27 С). С тех пор наладился контакт, появилось взаимоуважение.

 

Когда год назад началась история с захватом Крыма и вторжением на Восток Украины, Западный региональный медиацентр оказался в авангарде информационного сопротивления, а его руководитель Александр Поронюк первым  попытался собрать своего рода «журналистскую сотню». Но это оказалось не просто. «В 2005-ом году, когда началось реформирование украинской армии, во Львове было закрыто и частично переведено в Киев уникальное учебное заведение – Высшее военно-политическое училище, готовящее военных журналистов, переводчиков и замполитов. С тех пор из армии начался отток профессиональных офицеров данного направления». Как показала жизнь, очень несвоевременное было решение.  Ведь информационный фронт, что очевидно, стал чуть ли не основным в конфликте и в Крыму, и на Донбассе.

 

Поэтому, продолжая держать идеологическую и информационную оборону, специалисты Западного регионального медиацентра, кроме поездок и подготовки материалов собственно с передовой, ведут активную информационную деятельность на всех фронтах: в СМИ, социальных сетях, а также организовывая различные встречи и обсуждения с коллегами-журналистами. «Совместно с Львовским медиа-клубом мы стараемся проводить хотя бы раз в неделю такие интеллектуальные атаки – выбираем наиболее животрепещущие темы. Так на следующей неделе предлагаем выяснить, как обстоят дела с лечением наших воинов в здравницах Украины. Ситуация вроде понятная – есть указ Порошенко о социальной защите и реабилитации участников АТО, в том числе о прохождении санаторно-курортного лечения. Недавно гарант подписал распоряжение о дополнительных мерах по его реализации. Однако,  местные органы власти не всегда и не везде выполняют его в полном объеме. Поэтому вопрос нужно контролировать.   Мы пригласили участников АТО и представителей областного Управления здравоохранения, а также медиков. Пусть они расскажут, в каком лечении и реабилитации нуждаются раненные, как реально обстоят дела. А чиновники пусть ответят».

 

Еще одной темой совместного обсуждения Западного регионального и Львовского медиа-центров, с привлечением участников проекта «От Востока к Западу» стал вопрос «За что и чем награждают героев АТО и как это освещают СМИ востока и запада Украины». Дискуссия началась собственно в медиа-центре, где с ситуацией журналистов познакомил заведующий музеем истории Академии сухопутных войск полковник в отставке Михаил Слободенюк. Подробно осветив исторический ракурс фалериститки, он отметил, что сейчас, к сожалению, в Украине отсутствует профессиональный подход и видение развития системы государственных наград. А сама она устарела и не отвечает потребностям нынешнего непростого, а точнее – военного времени. Существующий орден «За мужество» трех степеней «не позволяет отметить всю гамму героического поведения наших воинов – от просто храбрости до великого подвига».

 

В свою очередь, руководитель Львовского медиа-центра
Роман Шостак остановился на том, что государственные награды не имеют никакого материального выражения, и лишь некоторые из них дают право на получение в будущем так называемой пенсии За личные заслуги перед Украиной. В положении о присуждении этих пенсий перечислены категории, из которых лишь две, действительно были награждены за службу Украине – Герои Украины и Герои Небесной сотни. Остальные – Герои Советского союза, соцтруда, ордена Ленина, Славы, Ушакова и проч. – атавизм  советских времен, а выплата им госпенсий за заслуги, по мнению Шостака, является «во-первых тупостью, во-вторых – госизменой, хотя начинать надо скорее со второго».

 

Прокомментировали эксперты и Постановление кабинета министров о дополнительных выплатах за уничтоженную боевую технику противника (Напомню, согласно документу, вознаграждение за уничтоженные танк составляет 48 тысяч гривен, за реактивную систему залпового огня 12 тысяч и за боевой самолет – 121 тысячу.По предварительным подсчетам, в штаб АТО поступили заявки на получение вознаграждения общей суммой более 13 миллионов гривен). Однако, как отметил Александр Поронюк, существует «определенный процесс бюрократизации от самого постановления до его выполнения». В настоящий момент ведется сбор материалов, подтверждающих факты уничтожения техники. И здесь не все так просто. К примеру, известен случай, когда наши десантники «отжали» танк противника, но не уничтожили его – непонятно, подпадает ли он под финансирование. Ну и в любом случае, все будет зависеть от того, насколько «оперативно сработают финасисты».

 

Главное, в чем сошлись все участники обсуждения, это - психологический аспект своевременного награждения воинов АТО. Оно важно и с точки зрения дальнейшего мотивирования,  и как констатация того, что государство ценит своих защитников.  

 

Кстати, если говорить о Львовской Академии сухопутных войск, то 133 её выпускника были отмечены различными боевыми наградами за мужество и героизм, проявленные во время АТО. Четверо получили звание Героя Украины и Золотую Звезду, один из них – Евгений Зеленский – посмертно. Всего с момента начала вооруженного противостояния на востоке Украины погибло 36 выпускников академии.  ВУЗ стал основной кузницей защитников родины, в феврале 2015-го в целях повышения профессионального уровня воинских подразделений в нем прошел досрочный выпуск офицеров. Идет и обратный процесс – вчерашние добровольцы и контрактники, возвращаясь из зоны АТО, поступают в Академию. Несмотря на юный возраст, они сразу становятся примером для сокурсников, а часто и ценным источником информации для преподавателей. Во время общения с журналистами один из таких героев, 19-летний Евгений Пашкевич из Хмельницкой области,  рассказал, что с детства хотел стать военным – учился в Львовском военном лицее, поступал в Академию, но с первого раза не поступил и ушел воевать по контракту. На вопрос, как повлиял опыт участия в АТО на его отношение к жизни и будущей профессии, нынешний курсант ответил, что «опыт очень сильно повлиял в принципе на все, особенно на отношение к ценности жизни. Но я, по-прежнему, считаю, что каждый мужчина должен защищать свою семью, а я еще хочу защищать и свою страну - Украина».