Odessa DailyМненияLNG-терминал

Евгений Коган рассказывает: «Дело – труба»? Суета вокруг LNG-терминала

Odessa Daily

28 ноября 2012 в 16:11
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Что же на самом деле происходит с этим самым LGN-терминалом?

Евгений Коган рассказывает: «Дело – труба»? Суета вокруг LNG-терминала

В пятницу, 23 ноября, в Одессе состоялось подписание договора Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, руководителем которого является Владислав Каськив с Одесским областным советом и областной администрацией. От Агентства присутствовал первый заместитель Михаил Стеблинский. Это происходило на фоне того, что в понедельник 26 ноября было объявлено, что начинается реализация самого крупного для Украины проекта – строительства терминала в районе порта Южный.

На пресс-конференции и во время доклада вышеназванный господин не смог ничего толком рассказать нам об этом проекте и сослался на то, что он не до конца владеет ситуацией, а это является в большей степени парафией министерства топлива и энергетики, и лично г-на Каськива как непосредственного руководителя. Сославшись на то, что 26 будет торжественная процедура начала этого проекта, и мы узнаем больше.

При этом нам так и не было сказано, где будет проходить эта процедура, в какой форме и пр.

Действительно, 26 числа мы по телевизору увидели репортаж при участии премьер-министра, других руководителей о начале этого проекта. Оно было выдержано в лучших традициях советской, украинской и российской драматургии – с нажатиями кнопки и первого сварного шва… Помню проект Одесса – Броды, когда сам президент Кучма варил последний сварной шов.

В общем, это состоялось. Мы видели телемост из Киева. Правда, так и не было сказано, где находится второй объект этого строительства. Были показаны люди в касках, стоящие на улице, рядом была черная труба, где было написано «Начало строительства LNG-терминала»

В общем, проект начался. При том, что Владислав Каськив долго путался, кто будет его строить, кто будет основным инвестором этого проекта. Ясно пока одно: терминал будет строиться по принципу частно-государственного партнерства. Сначала говорили, что основным инвестором будет выступать испанская компания. Однако два дня тому, вроде бы, было опровержение этого факта. Так что ситуация остается неопределенной. Однако это еще далеко не все.

Как я понял из репортажей прессы, в конечном счете, часто шла речь о том, что в реализации проекта были очень заинтересованы турецкие инвесторы. Поставки сжиженного газа будут осуществляться судами-газовозами, при этом проще будут решаться проблемы с разрешением их прохода через турецкие проливы. Но при этом…

То, что проход газовозов через Босфор не является сегодня решенной проблемой – это я услышал в ответ на свой вопрос от генерального консула Турции в Одессе. Он сказал, что он понимает желание Украины диверсифицировать поставки углеводородного сырья, и что такая проблема когда-то стояла перед Турцией, но он не подтвердил, что принципиально решено, что к 2014 году, на который запроектировано окончание этого строительства, газовозы будут ходить без проблем. Он сказал, что действительно, проблема такая есть, и газовозы создают техногенную и экологической опасности как для Стамбула, так и для турецкого побережья. Поэтому он сказал, что вопрос до конца не решен, а находится в процессе согласования.

Все это натолкнуло меня на мысль, что  терминал для Украины может стать таким же «глобальным» делом, как и строительство трубопровода Одесса – Броды. Когда нет уверенности во всех факторах, определяющих целесообразность и работоспособность проекта, его строительство может оказаться таким же дорогостоящим мыльным пузырем. На такую мысль наталкивает та неорганизованность, царящая вокруг этого самого важного и самого дорогостоящего национального проекта.

Мне кажется, что этот LNG-терминал больше похож на хозяйство Семибаба, если вспомнить классический фильм «Беспокойное хозяйство». Там речь шла о ложном аэродроме, который делался для того, чтобы ввести в заблуждение противника. У меня как у обывателя, который следит за происходящими событиями и при этом склонен к анализу, этот проект вызывает глубокие сомнения в его эффективности и в том, что средства служат только маленьким козырем в деле игры на энергетическом рынке в большой российско-украинской игре.

«Дело – труба» - это становится для Украины привычным. Когда речь идет о трубе Одесса – Броды, о знаменитой трубе глубоководного выпуска, уложенной на дне залива, на которую было потрачено более полумиллиарда гривен, про которую у нас, кстати, никто говорить не хочет и вспоминать не хочет, потому что на самом высоком уровне, кажется, осознали неэффективность потраченных средств. 

Метки: инвестиции