Odessa DailyНовости

«Это вам будет интересно, занятно, полезно…»

Odessa Daily

5 августа 2018 в 19:41

Интервью. О литературе. О театре. Об Одессе. С человеком, который любит наш город.

«Это вам будет интересно, занятно, полезно…»

Ольга Фоминична ЛАДОХИНА – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы. Автор книг «Филологический роман: фантом или реальность русской литературы XX века?»; ««Одесский текст»: солнечная литература вольного города» (лауреат XIV конкурса «Одесса на книжных страницах» в номинации «Научные издания», 2017г.), «Манускрипт для восстания мемов. О филологическом романе XXI века», 2018г. 

«Надо только замереть, и россыпь одессизмов посыплется на тебя, как из рога изобилия»

- Ольга Фоминична, я знаю, что вы не единожды бывали в нашем городе, хотя впервые в этом году стали участницей «Открытых читок», посвященных творчеству И.Бабеля в Одесском ТЮЗе им. Ю.Олеши.  Чем вас так притягивает Одесса?

- Каждый мой приезд в Одессу – это признание в любви одесситам и городу. Приезжая  из Одессы, начинаю искать повод вернуться, это такая сложившаяся годами традиция. Когда возвращаешься в город, в котором родился и вырос, это одна история, а когда тянет в черноморскую Аркадию как литературную обитель, это совсем другое. Все чаще задают мне этот вопрос «Почему Одесса?!», но ответ - в моих текстах-признаниях. Они складывались постепенно, сначала было очарование от рассказов Бабеля, потом были афоризмы Ильфа и Петрова с умопомрачительной сатирической манерой. С первого слова безобидные авторы превращались в обличителей, в этих всполохах юмора - всегда надежда на перерождение.

- Это любовь родом из детства?

- Да. Хотелось домчаться до Одессы с детства, когда мама рассказывала о ней. В её военной биографии была страничка, связанная с защитой города. Она запомнила улицу Пушкинскую и платаны с обнаженными телами-стволами, а еще из одесских воспоминаний мамы – катальпа. Мы с родителями посадили во дворе несколько деревьев, они прижились и каждую весну распускались на них диковинные цветы, похожие на орхидеи, и среди сердцевидных листьев постепенно появлялись слезы-стручки с запахом акации, они ковром лежали на земле, а я мечтала увидеть райские заросли Аркадии у Черного моря.

- И когда исполнилась ваша мечта?

- Попасть в Одессу первый раз удалось уже во взрослой жизни. Помню, что на рассвете поезд прибыл на вокзал, и первая улица, по которой я шла, была Пушкинская. Под сенью платанов знакомилась с одесситами, понимала, что мне давно хотелось таких собеседников, искрометных, умных, утонченных и открытых. Иногда непереводимая игра слов заводила в тупик, но всегда было наслаждение от роскошного диалога, виртуозного и душевного. В каждый приезд я ищу таких встреч, они меня оживляют, питают жизненной силой. Надо только замереть, и россыпь одессизмов посыплется на тебя, как из рога изобилия. Этим летом я вдыхала аромат живого и беззастенчивого языка, продолжая словособирательство. Это такое филологическое увлечение. У Владимира Ивановича Новикова, моего наставника во всех литературоведческих исследованиях, недавно вышла книга «Любовь лингвиста» с «Сентиментальный дискурс. Роман с языком», «Пятьдесят свиданий с русской речью». У меня в этом городе тоже свидания с языком, роман с языком Одессы.

«Человеческие лица покатились вдруг в мои глаза и перемешались там, как карты из новой колоды »

-  Значит, роман с Одессой продолжился на «Открытых читках»…

-  Открытые читки – это мой первый опыт. Приглашение на день рождения И. Бабеля было получено, с куратором читок мы обговорили выбор рассказа, и началась подготовка к публичному чтению любимого и дорогого текста. Вспомнила, как читала этот рассказ школьникам, начиная работать по экспериментальной программе по литературе А.И Княжицкого. Важно было донести до слушателей, как мне казалось, мысль о том, что минуты отчаяния в жизни каждого из нас бывают не только во взрослой жизни. Каждый вечер в течение недели я «ходила» к Ивану Никодимовичу покупать голубей, «прятала» их за пазухой и хотела спасти от погрома, во что бы то ни стало. А когда читала уже в Театральном дворике ТЮЗа, «человеческие лица покатились вдруг в мои глаза и перемешались там, как карты из новой колоды », потому что читать текст Бабеля  о смерти невероятно трудно.

-  Многие плакали, когда слышали финальный текст рассказа  «История моей голубятни» в вашем исполнении. Что для вас лично значит творчество И.Бабеля?

- Рассказ «История моей голубятни» И. Бабеля впервые мы читали с папой. В соседнем доме была голубятня, хозяин стоял на крыше по утрам, размахивая белым флагом, а голуби грациозно парили, ими нельзя было не любоваться. Папа, заметив мое увлечение, прочел рассказ, не комментируя тему погрома, но в детском сознании зародилась мысль не только о трепетном отношении к голубям. В городском зоопарке я рассматривала устройство их жизнь с интересом, но мысли о том, чтобы завести птиц, уже не было. Мне этот рассказ, говоря словами Антонины Пирожковой, жены И. Бабеля, помогает восстановить «некоторые черты человека, наделенного великой душевной добротой, страстным интересом к людям и чудесным даром их изображения». Говорят, что доброта Исаака Эммануиловича граничила с катастрофой, проницательно была еще невесомее. Присказка у него для близких: «это вам будет интересно, занятно, полезно», обожаю с этих слов начинать лекции. Подражать Бабелю можно и в том, каким он был замечательным оратором, стараясь обходиться минимальным количеством слов. Бабель любил Одессу, мечтал поселиться в этом городе. Ходишь по городу и каждый раз думаешь об этом. Выбирая рассказ для «Открытых читок» в Одессе, я мечтала попасть на голубятню, вспомнить их воркование: с ним сравнивают не случайно разговор влюблённых, но не случилось. Сегодня рядом с работой загадочным образом набрела на орнитологическое царство: павлин, цесарка, лебеди, утки, гуси, куры и аристократичные голуби, словно со страниц рассказа Бабеля. Они доверчивые, согревающие сердце одним видом. Вспоминаю рассказ, и хочется плакать: мир и сегодня мал...

- На «Открытых читках» у вас была прекрасная компания!

- Да, я благодарю всех, кто был, кто участвовал, кто читал «Одесские рассказы»- одесских журналистов, театроведов, блогеров, преподавателей вузов  Марию Гудыму, Юленьку Сущенко, Инну Кац, Светлану Бондарь – это было удивительно!  Мне приятно, что ведущим «Открытых читок» был Евгений Михайлович Голубовский, дружбой с которым я очень дорожу. Это одесский журналист и культуролог, редактор газеты «Всемирные одесские новости», заместитель редактора альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», вице-президент Всемирного клуба одесситов, составитель, комментатор, автор предисловий более чем двадцати книг («Венок Ахматовой», «Венок Пастернаку», «Венок Мандельштаму», трехтомник В.Жаботинского, «Облако» Ю.Олеши, сборников А.Фиолетова, В.Инбер, Н.Крандиевской, В.Пяста и др.).

Какие имена, какие книги!..

-  Вы - соавтор замечательной книги, которую отметили в прошлом году на XIV конкурсе «Одесса на книжных страницах» на Международном книжном фестивале «Зеленая волна-2017». Расскажите о ней.

- Да, конечно, было очень приятно, что отмечен наш с мужем скромный вклад  в исследование феномена одесского текста. В книге «”Одесский текст”: солнечная литература вольного города» мы пытались выявить отличительные черты неповторимого стиля писателей-одесситов:

 –Карнавализация?

– Да.

–Наличие «фантастических перевертышей» в социальных отношениях описываемых персонажей?

– Непременно.

– Особое использование пародийный, игровых приемов, в духе эстетики произведений Рабле?

– Конечно.

– Пестрота лингвистической ткани произведения, когда герои говорят на особом «одесском языке»?

– Безусловно.

- Насыщенность текста фольклором и неповторимым одесским юмором?

 – Почему нет?

Обо всем этом подробно рассказывается в монографии.

 - Тогда вопрос по вашей специальности,  чем отличается творчество писателей-одесситов и авторов, пишущих об Одессе?

 - Жизнерадостным донкихотством! Например, Владимир Жаботинский в 1926 году издал свой ключевой роман «Самсон Назорей», в котором вывел на авансцену нового героя, соединяющего в себе невероятную физическую мощь с исключительной силой духа, рыцарские качества – с бесшабашностью неистощимого на выдумки трикстера. Именно этот ветхозаветный Дон Кихот нашел для своих соплеменников, борющихся против завоевателей-филистимлян, слова из стали и надежды: «Не два, а три завета предай им от меня: чтобы копили железо, чтобы выбрали царя и чтобы научились смеяться». В том же 1926 году Исаак Бабель написал свое знаменитое повествование о гражданской войне «Конармия». Автор, который среди разгоряченных стремительными бросками на запад кентавров 1-й Конной пытается найти проблески гуманности и благородства и, находя их в дозах, приближающихся к статической погрешности, сам вынужден нахлобучить на голову полученный от Дон Кихота волшебный золотой шлем, по-прежнему сильно смахивающий на цирюльничий оловянный таз.  В этом ряду «Зависть» Юрия Олеши, «Время, вперед!» Валентина Катаева. Если говорить о поэтике романа, то при пристальном рассмотрении неожиданно можно увидеть немало стилистических сюрпризов и сатирических выпадов, сравнимых с разящей молниеносностью копья Дон Кихота. Чего стоят, например, скрытие аллюзии, содержащиеся в названии и именовании основного персонажа повествования, ведь фраза «Время, вперед!» приобретает нежданную мощь в сочетании с именем-отчеством инженера Маргулиеса – Давид Львович. Ведь Лев Давидович (Троцкий) долго издавал журнал «Вперед», «настоящим бандитским шиком» назвал Мандельштам это совпадение.

Какие имена, какие книги!.. Но позвольте, скажете вы, допущение об этом экстраординарном «залпе из всех рыцарских орудий» ломает все имеющиеся филологические классификации, диссонирует со сложившимися представлениями о стилях и направлениях (кроме книг В. Жаботинского, разумеется) довоенного периода. Вот этим и интересны тексты писателей-одесситов. Сегодня мы пристально исследуем произведения В.В. Жаботинского, самый одесский его текст - роман «Пятеро».

- А есть любимые книги, которые Вы могли бы посоветовать нашим читателям? Что нужно прочесть непременно – Ваша десятка лучших книг об Одессе?

- Обычно еду к одесситам за ответом на этот вопрос. Но если серьезно, то для вдохновения у меня на полке поэтическая антология «Одесса в русской поэзии» (М.: Арт Хаус, 2009), собрание в десяти томах В. Катаева, несколько книг И. Ильфа и Е. Петрова в издательстве «Текст» с комментариями А.И. Ильф, романы В.В. Жаботинского, их я привезла несколько лет назад из Одессы. В музее К. Паустовского получила в подарок «Повесть о жизни», главную книгу писателя, большая часть воспоминаний в ней – об Одессе. Собираю все книги М.М. Жванецкого. Приобретение этого года – прекрасное иллюстрированное издание «Одесский Декамерон» Георгия Голубенко. И это уже не десятка, а гораздо больше.

«Королевство кривых зеркал»

-  Не могу не задать вопрос, зная, что вы театрал и посещали спектакли в нашем городе в разных театрах! Что понравилось или вызвало недоумение?

- Я приехала, когда некоторые театры закрыли свой театральный сезон. Но мне удалось с удовольствием для себя открыть удивительный Театр кукол и спектакль «Тринадцатая звезда» талантливого режиссера Юрия Чайки и одержимых актеров. Обожаю работу с зеркалами на сцене, а в Одесском театре кукол «Королевство кривых зеркал» встречает сразу в фойе: проходишь, думаешь и смотришь на себя по-новому, остановить внимание на главном помогают куклы, которые свисают с зеркал, как живые. Все, что происходило на сцене, захватило, и до финала хотелось счастливой развязки, но это сказка для взрослых. Ждала чуда от Ясноглазки, выбирать свихнувшихся кроликов – это сродни подвигу всегда. В финале с помощью зеркал на сцене загораются звезды – это получилось концептуально. Теперь жду нового сезона в театре с постановкой рассказов И. Бабеля для взрослых.

 - Удалось посмотреть спектакли в Одесском ТЮЗе?

- Я все пять дней провела в Одесском театре юного зрителя имени Ю. Олеши, в старинном здании на улице Греческой. Любовалась мраморными колоннами, настенными мозаиками, прекрасными люстрами, профилем Шекспира на лестнице во дворике театра. Он похож на двор Молдаванки, описанный Бабелем. Сначала был увлекательный игровой мастер-класс режиссера Дмитрия Гусакова «Опыт», потом поставленный им спектакль «Сердце в ладонях» по сказке В. Каверина «Легкие шаги».  Самое трудное в театре – постановка для детей без заигрывания, спектакль получился цельным и стильным. В театре шла подготовка спектакля «Маугли», напросилась на репетицию, великодушно была приглашена режиссером и очень счастлива: видеть зарождение спектакля и новое прочтение сказки всех времен и народов. Днем встречала актеров, репетирующих вечерний спектакль или участвующих в читках новых пьес, у меня сложилось впечатление, что они живут в театре. Мольеровская пьеса «Мещанин во дворянстве» в современном прочтении была сыграна актерами так, что я была в недоумении: кому дарить цветы, все играли на высоком уровне. А спектакль «Дядюшкин сон» – был главным моим очарованием, театральным подарком ТЮЗа. Я и плакала, и смеялась, и удивлялась. 159 лет назад написано, а все - про нас, актеры вводили зрителей в игру, подозревая, что мы сопричастны происходящему каждодневно. Мордасовская летопись современна и сегодня: возвышение, слава и торжественное падение. И если раньше готовы были « кричать об этом всем и каждому из окошка», сегодня о приятных сюрпризах кричат чуть иначе. «Остаток, обломок аристократии» был обворожителен до слез, все остальные - прекрасным обрамлением, сонным царством, были искренни в игре. Текст становился всё ближе, все средства искусства помогали показать человеческую трагедию.

«каждый думает изменить мир, но не думает изменить себя»

- Возвращаясь к Открытым читкам, театру,  одесскому тексту,  Всемирному клубу одесситов. Есть ли что-то особенное в этих людях, в этом месте? Есть ли Гений места в Одессе? 

- Мне трудно сказать, где живет Дух-покровитель  в Одессе, но то, что он есть в солнечном городе, сомнения нет. Перефразируя название повести Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», могу сказать, что лестница, ведущая вниз, в Клубе одесситов всегда приподнимает над реальностью. Члены литературного клуба «Зеленая лампа», к которым я несколько раз попадала на занятия, открыты к общению. Я читаю не только тексты, но и книги, которые издаются ежегодно. В этом году получила в подарок от Анны Михалевской сборник рассказов «Междверье». Рассказ из книги «Вселенская любовь» заставил меня задуматься о родстве слов: беспечный и опека, забота и беззаботный. Я читала подаренную книгу в одесской «Аркадии». Посол Межгалактического общества опеки, юноша пытался разобраться, что же знают на Земле о вселенской любви. В рассказе столько аллюзий на музыку, что без слов понимаешь, как велика ее роль, она наша опека на Земле: Бах, Штраус, Рахманинов – межгалактические посланцы. Они приближают нас к этой любви, помогают сосредоточиться, успокоиться, гармонизироваться. Мы на пути к Любви, без нее жизнь проходит мимо. Толстовская фраза о том, что каждый думает изменить мир, но не думает изменить себя – это не все о вселенской любви. Она - ток, который, как сердцебиение, можно услышать при тишине и желании. Только это неподвластно психологу, она смешна и беспомощна, когда смотришь на нее после сеанса: выверенная, обоснованная, одинокая…

Закрылись двери, провалился герой в Междверье, и остались на память яркие вспышки желтого, мертвенно-бледного и зеленоватого, как от Звезды. Цветы софоры падали в «Аркадии» на меня золотым дождём, между страниц «Междверья» остался запах солнечного города и воспоминания о дорогих сердцу людях.

Материал подготовила Ирина Аверина

Автор фото Ирина Аверина

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100