Odessa DailyМненияМедицинская реформа

Леонид Штекель: Еще раз о нынешней медицинской «реформе». Ответ Pavlo Polamarchuk

Леонид Штекель

25 октября 2017 в 08:55
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Прочитав два поста у Павла Поламарчука в Фэйсбуке по поводу медицинской «реформы», вынужден в очередной раз вернуться к разговору о ней.

Леонид Штекель: Еще раз о нынешней медицинской «реформе». Ответ Pavlo Polamarchuk

Я с глубоким уважением отношусь к мнению Павла по поводу ситуации в медицине, и считаю его вполне компетентным в практических вопросах, я все-таки вынужден еще раз повторить то, что я уже писал неоднократно: перед нами не реформа, а лишь имитация ее.

На самом деле, в украинском обществе вообще не прошла реальная дискуссия о реформе медицины, как, впрочем, и других реформ. Споры на тему надо или не надо платить за медицину вообще не споры – это имитация разговора. Увы, я еще раз вынужден повторить, что интеллектуальный уровень дискуссии ниже плинтуса. Почему я так говорю?

Прежде, чем начинать разговор о реформе, надо сначала понять: какая сейчас реально ситуация, что является проблемой в медицине, как люди на практике решают свои проблемы?

Простой пример: нельзя строить здание, если неизвестно состояние почвы. Даже самые прекрасные воздушные, построенные на песке, рухнут. И громкие слова о «европейском опыте» не стоят выеденного яйца: в каждой национальной систем все происходит по собственным правилам. Универсальных схем не существует нигде и никогда. Любой реальный опыт опирается на существующую ситуацию.

Ничего даже мало-мальски похожего на это у нас не было. Нам просто было заявлено, что проблемой медицины является нехватка финансирования. Это просто удивительно напоминает «реформу» ЖКХ, где двадцать пять лет нам говорят, что проблема – нехватка денег.

В нашей медицине, как точно так же, как в ЖКХ проблема не в отсутствии денег, а в отсутствии мотивации и системы управлении медициной.

Наша медицина построена на официальной советской системе мотивации: медицинские работники – государственные служащие, которые должны добросовестно выполняют свои служебные обязанности. Я писал уже большую статью на тему, что и в СССР данная официальная мотивация не соответствовала действительности. И что в реальности и советской медициной управляли абсолютно иные мотивационные стимулы. Но сейчас, ни один из реальных советских мотивационных стимулов не работает. Если бы данная «реформа» проводилась в СССР, то у нее были бы определенные шансы на успех. То есть, если бы наша реформа, в том виде, как ее сейчас предлагают, делалась бы в 1986-1987 годах, то она могла бы стать основой для реального реформирования медицины. Причина одна: в СССР основная коррупция находилась в высшем звене, сейчас коррупция является главным механизмом системы здравоохранения.

Именно для этого и необходимо провести комплексное изучение, как реально работает сегодняшняя система. Кому реально люди платят деньги и за что? Что и как они получают взамен? В чем состоит кнут и пряник для медицинских работников? Ведь на самом деле, ни мы, ни общество, ни даже специалисты в этой сфере (я в этом убежден) не знают этого.

Кроме того, я вообще не вижу в разговорах о медицинской реформе анализа того, что происходит в России. А ведь там, на протяжении уже многих лет делается примерно то же, что собираются сделать у нас. Кстати, то, что предлагают у нас, с точки зрения осмысления ситуации – гораздо хуже, примитивнее. Но и в России, где эта система работает уже не один год, проблемы не решаются, а растут, как грибы. Вал проблем. А ведь денег у них гораздо больше.

Вся идея нашей «реформы» заключается в том, что, якобы, деньги, независимо от врача, будут ходить за больным. Все это настолько дилетантский взгляд на систему, что просто ужас охватывает.

В бюрократической системе НИКОГДА не бывает, чтобы деньги ходили САМИ!

Во-первых, понадобиться уголовное наказание для тех, кто отправит деньги не туда.

Во-вторых, огромная армия контролеров, которая будет проверять, туда ли пошли деньги.

В-третьих, нужны будут контролеры контролеров, чтобы врачи, которые направили деньги не туда, не могли откупиться от первых контролеров.

Это элементарные элементы обратной связи такой бюрократической системы. Но и в России эта система не работает.

Абсолютно нелепа идея, что уровень оплаты врача будет определяться количеством больных.  Нет, в рыночной экономике, это нормальная идея. Но перед нами не рыночная модель, а бюрократическая. Эта модель НИКОГДА не работает на конкуренцию.

Любопытно, что я сам сторонник широкого общественного контроля над системой. Проблема лишь в том, что «общественный контроль» только в том случае имеет смысл, если он встроен в систему управления, если он сам является публичным. А у нас это все – вишенка на торте, которая должна лишь символизировать для Европы, что мы движемся в «требуемых рамках». Вот сейчас  у нас стали создавать Попечительские совета при больницах. Эффект от этого – почти ноль. «Почти» я говорю с надеждой, что хоть что-то будет сделано. Но полномочия этих советов и система и создания – это чистая декларация, не имеющая никакого реального механизма.  

В «реформе» медицинской системе, как и в «реформе» ЖКХ реально лишь одно: повышение цен для населения. Нет никаких систем критерия качества. Нет никаких систем реального публичного контроля. Нет системы «обратно связи». Нет мотивации для врачей и сестер. Нет реальной ответственности за неправильное лечение. И все это можно продолжать.

Метки: медицинская реформа

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100