Odessa DailyМненияПроблемы местного самоуправления

Дискуссия с Сергеем Дубенко и реформа общественного транспорта

Леонид Штекель

27 января 2016 в 10:25
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

25 января в «Терминале 42» состоялась дискуссия с Сергеем Дубенко «…О ситуации с транспортом в Одессе…». Благодаря Фэйсбуку я узнал о ней примерно за три часа до начала, и сумел выкроить время, чтобы посетить это шоу. Не жалею потраченного часа.

Дискуссия с Сергеем Дубенко и реформа общественного транспорта

Надо сказать, что особых иллюзий я по поводу этой «дискуссии» не питал изначально. Хотя, сама по себе, идея, что руководитель официальной Рабочей группы по реформированию ситуации в сфере транспорта в Одессе встретится для свободной беседы с одесситами – мне очень нравится. Однако здесь необходимо иметь в виду, что реальная дискуссия возникает только тогда, когда все ее участники понимают суть проблемы, имеют необходимые знания о предмете и свое собственное видение решения. Только в этом случае дискуссия может носить конструктивный характер. Кроме того, есть и серьезные ограничения по количеству участников. Я не буду касаться норм НОТ – научной организации труда, но больше 10 человек – это уже базар, а не дискуссия, я думаю, что это всем понятно. Кстати, когда я читал информацию о мероприятии, то там было указано сравнительно немного участников, но реальность оказалась несколько иной.

Впрочем, и авторы этого мероприятия изначально рассматривали ее де-факто как шоу, а не как полноценную дискуссию. Вечер вопросов и ответов Сергея Дубенко. Я, в принципе, ничего плохого в этом не вижу. И если бы организаторы прямо написали, что будет встреча с Сергеем Дубенко по поводу ситуации с парковками, то это был бы вполне нормальный пиар-ход. Я, возможно, даже посмотрел бы в интернете на запись этого вечера вопросов и ответов. Вот только к реформе транспортной системы Одессы эта встреча никакого отношения не имела.

Но сначала несколько слов о диспуте по ситуации с парковками.

Разговор был очень непростой. С одной стороны, Сергей Дубенко должен был отстаивать интересы своего ведомства, и его позиция здесь вполне понятна. С другой – каждый автолюбитель видит эту ситуацию каждый день своими глазами, и, кроме того, есть достаточно полный анализ ситуации с парковками, который был выполнен Демальянсом по гранту Фонда «Видродження». У меня сложилось отчетливое впечатление (отмечу, что я ни в коей мере не считаю себя специалистом в этой сфере), что ответы Сергея Дубенко не удовлетворили собравшихся.

На мой взгляд, главная причина этой ситуации - вовсе не «увертки» Сергея Дубенко. На самом деле, если судить на примере других городских проблем, в которых я более-менее ориентируюсь, ситуация с парковками гораздо запутаннее, чем это представляется критикам Сергея Дубенко. Да, и, разумеется, она ничего общего не имеет с декларативными заявлениями в этой сфере городских властей.

Когда мы говорим, что Одесса представляет собой болото тотальной коррупции, то парковки здесь выступают чуть ли не главным оселком изучения положения в этой сфере. Это - бизнес с очень высоким уровнем дохода в кэше, с полным отсутствием контроля и отчета, и вокруг этого бизнеса крутятся многочисленные коррупционные схемы.

Когда Сергей Дубенко говорит, что он «уговаривает» владельцев парковок «выйти из тени», то в ходе дискуссии это кажется неудачной шуткой. Но в реальности, при существующей системе встречно-квадратно-гнездового крышевания этого бизнеса в нашем городе, я вполне допускаю, что Сергей Дубенко говорит правду. Когда «правила игры» коррупционны на сто пятьдесят процентов, пытаться в одном аспекте этих правил добиваться «выхода из тени» крайне сложно. И чем глубже погружаешься в «глубину» проблемы, тем меньше видишь выхода из этой ситуации.

Как мне думается, ситуация с парковками может быть изменена последней в длинной цепочке городских проблем. Ибо, пока коррупция правит бал в Одессе, решить проблему парковок в принципе невозможно. То есть лишь два пути: либо путь Муссолини, который боролся с мафией путем расстрелов (за что впоследствии мафия помогла союзникам вести войну с Муссолини), либо установить в нашем городе реальные и прозрачные правила игры во всем. Пока этого не будет, беспредел с парковками будет твориться без конца. Так я думаю, но я, как уже было сказано выше, не считаю себя специалистом в этой сфере.

То, что дискуссия с Сергеем Дубенко о ситуации с общественным транспортом вылилась лишь в обсуждение парковок, поворотов, разметки и полукруглых сфер для запрета паркования на пешеходных дорогах – это неизбежный итог самой выбранной формы для «дискуссии». Между тем была заявлена именно общая проблема – ситуация в транспортной сфере. Но здесь разговор в таком формате вести было нельзя. Задача шоу – это, своего рода, чтение стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» для взрослых. Как там говорится: «Крошка сын - к отцу пришёл, - и спросила кроха: — Что такое – хорошо,и что такое - плохо?».

На самом деле, проблема здесь неизмеримо глубже. Хотя Сергей Дубенко оптимистично заявил, что никакой проблемы с транспортом в Одессе нет, это, конечно, не так. На сегодняшний день Одесса представляет собой сплошную транспортную проблему. И дело даже не в снеге, который не убирают или убирают крайне плохо, а проблема в том, что объективно в Одессе с транспортом – полный капут.

Во-первых, все те места под транспортные развязки, которые были предусмотрены Генпланом 1989 года, в 90-х годах были проданы под новое строительство. На их месте сейчас стоят сооружения, а не развязки. Между тем, еще при разработке Генплана 1989 года стало понятно, что Одесса на всех парах идет к транспортному коллапсу. К сожалению, жадность и коррупция сыграли с городом страшную шутку.

Во-вторых, ситуация с городской инфраструктурой инженерных сетей заставляет застройщиков строить новые здания в старой части города. В Одессе не произошло то, что происходит во всем цивилизованном мире, когда элита уходит из центра жить в пригороды. Это не произошло потому, что инфраструктура и ряд других проблем не дают возможности вести массовое элитное строительство в пригородах. И вместо того, чтобы уйти из города и увезти отсюда львиную долю автопарка, элита и средний класс все более и более концентрируется в центре города. А значит, количество машин растет в геометрической прогрессии.

Счастье нашего города, что в 2008 году в Одессе разразился кризис. Даже слово «счастье» здесь недостаточно. С 2005 по 2008 годы количество автомобилей в Одессе росло в геометрической прогрессии. Если бы кризис разразился на два года позже, по Одессе можно было бы перемещаться только на вертолете. В очередной раз наши проблемы нас спасли. Это как с водой и канализацией. Люди возмущаются, что умерли почти все одесские заводы. Это так. Но если бы они  не умерли, то Одесса уже давно умирала бы от жажды и заливалась бы фекалиями из канализации. Так и с машинами.

Однако все резервы уже заканчиваются. Причем начало в Одессе высотного строительства превращает эту проблему из серьезной – в острейшую. Если раньше строили дома в 6-8 этажей, то теперь нормой становится двадцать и выше. А значит, число автомобилей в центре в ближайшие годы рванет вверх.

В-третьих, работа общественного транспорта в Одессе очень сильно стимулирует желание людей передвигаться на собственном автомобиле.

В-четвертых, все надежды на то, что центр может стать местом пешеходных и велосипедных дорожек, просто смешны. Для этого городу крайне необходима система перехватывающих паркингов по границам центра, где люди могут оставить свои автомобили и дальше двигаться на общественном транспорте. У нас нет ничего даже близко похожего на это. Мало того, нет места для размещения подобных паркингов. Возможно, многоэтажные парковки могли бы как-то решить эту проблему, но нет даже намека на проработку властями этого варианта.

Мне довелось видеть такую перехватывающую парковку в Нетании (Израиль). Люди там приезжают на железнодорожный вокзал, оставляют свою машину и едут на работу в центр на поезде (очень многие жители Нетании работают в центре страны – большом Тель-Авиве). Это гигантская стоянка на тысячи автомобилей, длиной больше километра. А ведь Нетания - очень маленький городок, меньше одного нашего района раза в два. В Одессе, для того, чтобы сделать центр пешеходным и велосипедным, нужны перехватывающие стоянки на десятки тысяч автомобилей.

В-пятых, глубочайшей проблемой Одессы является то, что у нас совмещены административный, бизнес, туристический и логистический центр города. Обращаетесь ли вы к властям, едете ли из одного спального района в другой, приезжаете ли посмотреть исторические места Одессы – вы всегда пересекаетесь в центре города. Нет никаких сомнений, что нужны политические решения: переместить органы власти, учреждения из центра на окраины, найти способ связывать спальные районы минуя центр и т.д. То есть нужны очень серьезные стратегические решения, без которых Одесса просто не может жить. Но никто на это идти не хочет. Разработанный и принятый в прошлом году, против воли общественности, Генплан Одессы вообще не дает ни одного ответа на вопрос транспорта. Если Генплан 1989 года имел хоть какое-то стратегическое видение, то Генплан 2015 года к стратегии развития города не имеет ни малейшего отношения. Это - Генплана дерибана городской собственности и земли, а не развития Одессы.

Разумеется, в ходе «дискуссии» в «Терминале 42» ни одна из этих проблем по- серьезному даже не подымалась. Шоу было рассчитано на другое... И я бы закрыл, честно говоря, на это глаза, если бы не одно «НО»! И вот здесь мне хотелось бы кратко коснуться одной интриги, которая меня лично интересует в этой ситуации больше всего.

Рабочая группа под руководством Сергея Дубенко по реформированию транспортной системы нашего города была официально создана мэром через два дня после того, как мы провели первую пресс-конференцию по гранту Фонда «Видродження».

Информация к размышлениям. Звучит соответствующая музыка.

В ноябре прошлого года прошла пресс-конференция в Кризисном медиа-центре, посвященная проекту «Стоп коррупция на транспорте». Этот проект предложила общественная организация «Защитим Одессу вместе», и деньги на него выделил Фонд «Видродження». Проект предусматривает опрос участников рынка общественных перевозок об их оценке ситуации на этом рынке, создание механизмов общественного контроля за этой сферой, оптимизация системы транспортных перевозок и т.д.,

Так вот, после первой нашей пресс-конференции, до меня дошла информация, что среди одесских перевозчиков начались определенные брожения. Звонки, разговоры и т.д. И через два дня после этого вдруг выходит распоряжение мэра Геннадия Труханова о создании Рабочей группы под руководством Сергея Дубенко.

Мне сразу показалось, что это совпадение - не случайное. Я написал в Фэйсбуке Сергею свое мнение. Он стал меня убеждать, что я не прав, что идея этой Рабочей группы уже очень давно занимает умы наших городских чиновников, и вообще, распоряжение было сделано два месяца назад, а лишь подписано через два дня после нашей пресс-конференции. Я не мог проверить слова Сергея, и, хотя остался при своем мнении, но ничем не мог его доказать.

И вот теперь, после «дискуссии» в «Терминале 42», я могу сказать, что сам Сергей Дубенко подтвердил мои слова. Вы не верите? А зря!

Итак, выступая на этом шоу, Сергей Дубенко сказал, что Рабочая группа за два с половиной месяца собиралась ДВА (!) раза, а далее она будет, фактически, реорганизована, и ее возглавит курирующий зам Геннадия Труханова.

Но ведь эти слова означают, что никакой программы при создании этой Рабочей группы не было. Мало того, на мой вопрос о транспорте, Сергей Дубенко стал отвечать общими словами, которые имеют очень отдаленное отношение к поднятой проблеме. Если бы действительно Рабочая группа занималась бы этой проблемой по-настоящему, то Сергей Дубенко смог бы ответить хотя бы на часть моего вопроса.

После 25 января у меня нет сомнений, что существующая Рабочая группа представляет собой лишь пиар-проект нашего мэра, которому нужно доказать, что он следит за всеми проблемами. И у меня больше нет никаких сомнений, что она была создана именно потому, что мы начали наш проект «Стоп коррупция на транспорте».

На самом деле у меня нет никаких претензий ни к Сергею Дубенко, ни, даже, к Геннадию Леонидовичу Труханову. Если хоть что-то начнет в этой сфере меняться – я буду очень рад. Мы же постараемся свой проект довести до конца – предложить свои механизмы решения этих проблем.

Но чисто по-человечески было бы просто приятно, если бы  наши городские власти признали бы тот факт, что именно наш проект заставил их создать эту самую Рабочую группу.

Как там у Хармса:

«Я стоял и напряженно ждал его ответа. А он молчал.

     И я стоял и молчал.

     И он молчал.

     И я стоял и молчал.

     И он молчал.

     Мы оба стоим и молчим.

     Хо-ля-ля!

     Мы оба стоим и молчим.

     Хэ-лэ-лэ!

     Да, да, мы оба стоим и молчим».

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100