Odessa DailyАфиша Одессы

«Детство Бетховена»: размышления о взрослом

Ирина Лобусова

14 июня 2016 в 15:25

В театре «Девять муз» состоялась премьера спектакля «Детство Бетховена». Автором пьесы и режиссером- постановщиком является руководитель театра Наталья Романовская.

«Детство Бетховена»:  размышления о взрослом

«Детство Бетховена»- не обычный спектакль. Как всегда, зал был полон. Зрители готовились к погружению в волшебство перевоплощений. Но их ожидало гораздо большее. Неожиданно спектакль оказался настолько серьезным, что заставил задуматься не только взрослых, но и самых маленьких. Ведь в печальной истории детства великого композитора доступным для  любого возраста языком рассказывалось о проблемах, возраста для которых не существует. И если в чьей- то маленькой жизни вдруг появляется подобная взрослая беда- навсегда заканчивается детство. Это понятно для всех. Не только для взрослых, но и для самых маленьких, которых спектакль заставляет задуматься по- взрослому.

Улочка на окраине Бонна, дом богатого басонщика. Это новое, заимствованное слово в нашем языке. Благодаря пояснению режиссера перед спектаклем, большинство зрителей узнали о том, что басон- это украшение из золота и парчи, для мебели и стен, любимый предмет роскоши в домах немецкой знати. В доме живут квартиранты. Многие из них служат в придворной капелле курфюрста. Но лишь один из придворных музыкантов терроризирует семью. Дорога несбывшихся жизненных надежд ведет его прямиком в кабак. Он не задумывается о том, что обрекает семью на горе. На самое настоящее горе, ставшее неотъемлемой частью детства будущего великого композитора.

Маленький Людвиг- личность необыкновенная. У него сложный, неуживчивый характер. Он болезненно горд, с настороженностью относится к людям, не умеет проявлять благородные манеры. Собственно, у него и нет благородных манер.  С детства на его долю ложится тяжкий крест- забота о больной матери и маленьких братьях, о семье, которую обрек на страдания и бедность пьющий неудачник- отец.

Существует ли у него детство? Оно совсем не такое, как у беззаботной, нарядной дочери басонщика, которой мать запрещает играть с характерным, бедно одетым ребенком. Как и все дети, маленький Людвиг хочет играть и бегать, беззаботно жить в счастливой семье. Но всего этого для него нет. Единственная отдушина- мир музыки, волшебный, сказочный мир, в который он погружается, как в настоящую, возможную для него реальность, пусть даже из- под палки пьяного отца.

Этот мир музыки- его дорога в будущее, даже если он еще не знает об этом. В отличие от мистического Фауста, мечтающего услышать самую великую музыку- но явившегося гораздо раньше, чем эта музыка появилась на свет.

Введение мистической линии Фауста (Александр Ильвахин)  и Мефистофеля (Сергей Школьник)  является очень удачным сценарным ходом. В биографии Бетховена, как в биографии любого другого великого композитора, существует достаточно много мистики, и в эту мистику хочется верить.

Ведь действительно, сложно представить, что путь такого гения, как Бетховен, это обычный жизненный путь. Он создал великую музыку- но на своем пути сталкивался с большим количеством препятствий и сомнений, чем сталкивается обычный человек. А потому вполне допустимо предположить, что не раз и не два на его пути встречались потусторонние силы, которые либо соприкасались с жизнью гения, либо наблюдали за ней.

Но Фауст не услышит великую музыку. Собственно, ее пока нет. Существует только гроза- грозный предвестник появляющейся, новой жизни маленького Бетховена. И Мефистофель предрекает это- зная заранее, через что ради великой музыки придется пройти мальчику.

Хочется отметить удачные образы, созданные взрослыми актерами театра. Это Шарлотта,  чей персонаж является очень значительным во всех сценах ( Юлия Лунга). Образ Шарлотты- великолепная изюминка происходящего на сцене. А так же- отец юного Бетховена, идеально воплотивший  в одном лице неудачника и тирана( Александр Линкевич). Ему веришь с первых минут. Так же убедителен и ярок образ дедушки Бетховена (Игорь Стадник), страдающего от неудачного сына и очень старающегося хоть как- то сгладить тяжелую жизнь мальчика- впрочем, без особого результата.

 В спектакле перед зрителями предстают два юных Бетховена . Один  (Саша Гремалюк) совсем маленький, еще не думающий о музыке всерьез, и другой,  постарше (Вова Линкевич), уже уверенно следующий по своему жизненному пути. Неловкий, но в то же время необычный, сильный- но в то же время ранимый, юный Бетховен завоевывает сердце девочки из высшего общества.

Впрочем, как и все любви великого композитора, эта любовь закончится одиночеством и потерей. Но ему еще рано об этом узнать.

Все, что он знает- только свою музыку, и ради этой музыки он вынесет все трудности, потому, что избранность этого пути уже четко определена перед ним.

Большим плюсом спектакля является то, что в нем по- взрослому рассказывается о детских проблемах- но так, чтобы это было понятно детям. И действительно, о таких серьезных вещах необходимо говорить. Насилие в семье, уничтоженное детство, и на фоне этого- ребенок, сумевший найти свое место в жизни. Выстоять, не сломаться под грузом совершенно не детских проблем.

Говорить об этом следует, это правильно. По словам режиссера, главным лейтмотивом спектакля является противостояние между  бытом и гениальной личностью, речь идет о том,что быт и гений чаще всего абсолютно несовместимы.  И еще- существует надежда на то, что преодолеть испытания можно и нужно. Доказательство этому- великая музыка Бетховена, звучащая со сцены, для всех.

Ирина Лобусова

Фото со страницы Натальи Романовской / Facebook

Фотографии сделаны Галиной Байдужей

 

Метки: литаврия; наталья романовская; девять муз