Odessa DailyНовости

Будет ли в Одессе восстановлена Тень Пушкина?

Odessa Daily

4 января 2018 в 15:58

История с уничтожением иронического памятника-шутки «Тень Пушкина» наводит на очень грустные мысли. Никому ничего не нужно. И Одесса по большому счету – в части литературной и исторической легенды – она уже почти никому не нужна.

Будет ли в Одессе восстановлена Тень Пушкина?

Вот прямо по Достоевскому: всем всё равно («Сон смешного человека»). Всем всё равно. Кроме пары сотен одесситов, которые выходят защищать Зеленый театр, Летний театр, «дом с одной стеной» в Воронцовском переулке, останки Дома Руссова, и так далее.

Старой Одессы становится все меньше. О защите исторического центра и объявления его памятником ЮНЕСКО можно уже забыть. Если мы сами не способны на сохранение и защиту аутентичных памятников истории, архитектуры и «чисто одесских фишек», то кто нам может помочь? Никто.

Память у людей короткая, что ли… Еще понятно, когда эмигрировавшие в Одессу некоренные одесситы говорят про старые дома, что «это старое, вонючее, с крысами нужно снести и построить чистое и новое» (и тогда на площади Льва Толстого вырастают огромные монструозные дома, меняющие горизонт местности и общее настроение невысокого и уютного в прошлом района. Но когда вроде местные – типа одесситы – превращаются в манкуртов (погуглите, кто не знает, кто это, вам будет интересно), я этого понять не могу.

Особенно ярко манкуртизм проявился при реставрации знаменитого исторического памятника – Потемкинской лестницы. Работы проводились безалаберно, медленно. Было ощущение, что мы все присутствуем при уничтожении лестницы, и сделать уже никто ничего не может. До сих пор непонятно, был ли четкий план-проект реконструкции, или все ремонтировалось ситуативно и симптоматично. Сроки переносились, потому что вылезало много всяких неожиданностей. Так бывает, когда нет проекта. Когда никто заранее не просчитал, не рассчитал, не провел необходимых исследований. Труп бомжа в арке под лестнице и замеченная Владиславом Балинским оставленная в морозы включенная вода в водопроводном шланге сделали ремонт более-менее открытым. Выявилось много «косяков». Бригады менялись – с не очень умелых на совсем халтурных. И теперь мы имеем то, что имеем – Потемкинская лестница вроде бы отремонтирована, штукатурка с нее сыплется, ступеньки неровно положены и т.д.

Бригады были собраны из неодесситов. И им было все равно, что будет в итоге. Им не стыдно. Они получили свою оплату труда и уехали – обратно в область или на другие стройки. Тут ведь такое дело – кто-то камни перетаскивает, а кто-то – «строит храм».

Мост Коцебу, возле которого я живу, тоже ремонтировался без плана. Делали, переделывали, ломали, пилили, выковыривали, снова делали. Сейчас мост открыт – тихо, без лишнего шума. И не только потому без шума, что рядом все в развалинах, но и потому что сделано, наверное, теми же, кто делал ремонт Потемкинской лестницы. Вот тот же стиль – ремонтировали симптоматично, с перенесенными сроками, с «косяками», с неровными ступенями и отбойником, и т.д. Там много всяких нехозяйственно сделанных вещей – в этом многострадальном мосте. Но хвалиться – получается, что нечем. Зато теперь мост крепкий, и провода не висят. Наверное, мы должны хотя бы этому радоваться.

И такого много – приствольные решетки для деревьев на центральных улицах, полимерная смесь с гранитной крошкой вокруг стволов деревьев  - все делается бегом, наспех, унифицировано, без учета возраста деревьев. И опять-таки, создается ощущение, что исполнители этих работ «не ведают, что творят». Когда старым деревьям подрубают корни для укладки вровень с тротуаром, вместо того чтобы выложить бортик и прикрыть эти корни – то ответ мастера « мне приказал, и я делаю», звучит инфантильно и безответственно. Кого накажут за это? Вот этого работягу? Так ему же приказали, и он делает. И он боится потерять эту работу. Поэтому – ему «всё равно».

И вот теперь история с установкой столбов, которая «зацепила» Тень Пушкина. Неужели нельзя было столб поставить чуть отступя? Там очень жесткие требования были поставлены - типа только здесь и ни шагу в сторону?

Где та плитка, которая была демонтирована? Наверняка, она выброшена вместе с грунтом, выкопанным для установки столба. Плитка там, кстати, не такая, как сейчас везде укладывается. Она даже визуально отличается от той, что вымостили почти полгорода. Скульптор заботливо вырезал и склеивал рисунок. Памятник Тени Пушкина открывали весело и шутя, на открытии пытались устроить то, что сейчас называется «стычками активистов». Тогда активистами были подначиваемые Ниной Качановской (да, той самой Качановской) пенсионеры и старушки с иконами, и это был ужасный спектакль в исполнении этих несчастных пенсионеров, которые вдруг вспомнили, что «Пушкин – наше всё!». И срач в соцсетях снова возобновляется – такой же, как тогда, когда Тень Пушкина только открыли.

«Как можно ходить по Пушкину ногами?» - это мы уже проходили. А как можно садиться фоткаться к Утёсову на колени в Горсаду? Как можно тереть носы и прочие части тела памятникам, свято веря, что есть такая примета? Можно ходить по тени, ибо она – только тень. И переносить этот шутливый памятник немножко в другое место и не плакать – посоветуйте кому-нибудь другому, не одесситам. Всемирный Клуб Одесситов, который этот памятник и придумал, и организовал его установку, наверное, еще не знает, что памятник разрушен.

Очень хочется подать в суд на тех, кто позволил себе вот такое уничтожение памятника. Хочется услышать и увидеть тех, кто все это безобразие запроектировал, кто ставил и кто долбил этот памятник на плитке, чтобы выкопать яму для столба. Всемирный Клуб Одесситов, мы сможем подать заявление в полицию и в прокуратуру? Ведь мы же – не манкурты? Пусть это даже касается всего лишь Тени Пушкина на углу Дерибасовской и Ришельевской.

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100