Odessa DailyМненияЕвромайдан

Борис Херсонский: Об одесских терактах

Odessa Daily

7 января 2015 в 11:24
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Сегодня я, если так можно сказать, принял участие в «круглом столе» (на самом деле стол был П-образный), посвященный одесским событиям последних недель. Речь идет не о снегопаде, а о взрывах.

Борис Херсонский: Об одесских терактах

В П-образном столе принимало участие человек пятнадцать. Т.е. стол был накрыт на 15 персон и на 90 минут. Когда из этих 90 осталось 12, я покинул собрание, пообещав высказаться по обсуждаемым вопросам в своем блоге.

Выполняю это обещание.

1. Теракты или не теракты?
Мелкие, но теракты. Поскольку, как и любой теракт они имеют главный психологический признак - вызвать страх, дестабилизировать обстановку и (что важно - мобилизовать сторонников). 

2. Одесский синдром
Любой, даже мелкий теракт способен вызвать парадоксальную реакцию - симпатии к террористу и ненависть к жертвам (Стокгольмский синдром). Я иногда называю его "Толстовским". Вспомним, что Лев Толстой просил царя Александра Третьего не просто помиловать убийц его отца, царя-освободителя, а...снабдить их деньгами и отправить в Америку. Вместо этого террористы отправились на эшафот и обессмертили свои имена.
В данном случае мелкие теракты преследовали достаточно мелкие цели. Не только напугать тех, кто подвергся нападению, но и их ближайших соседей. 
Одесский вариант Стокгольмского синдрома состоит в том, что винить в происшедшем пострадавшие соседи (выбитые стекла посреди зимы, обрушившиеся балконы) будут не подрывников, а тех, "из-за которых" они, нейтральные простодушные граждане, оказались в ужасном положении -т.е. из-за волонтерских организаций, поддерживающих АТО. Логика примитивна - если бы здесь не было, скажем, магазина "Патриот", наши окна были бы целы.
Думаю, что цели этой подрывники достигли: волонтерские организации будут рассматриваться как опасные соседи, магниты, притягивающие к себе не такие уж мелкие проблемы.

3. Контекст. Онкологическая метафора.
Опухоль сепаратизма дает метастазы. Это не только идеологическое влияние (хотя и это - ой как важно!) - но и инфильтрация сепаратистов по части территории Украины. Это инфильтрация "управляемая", она в осноном касается особо чувствительных регионов, тех, которые входят в проект "Новороссия", где достаточно много людей, с симпатией относящихся к путинской России.

4. Контекст. Курковые зоны.
Так при невралгии тройничного нерва называют участки кожи на лице, даже легкое прикосновение к которым способно вызвать тяжелый болевой приступ. События 2 мая были манифестом опасной социальной болезни. Легкое прикосновение и эти события могут вызвать социальный взрыв. Одесса (почти наверняка ошибочно) воспринимается подрывниками как подобная зона. Не учитывается то, что одесситы по своей природе эгоистичны и пассивны и - что важно - достаточно напуганы.

5. Контекст. Синдром маскарада.
Я почти убежден, что события в Одессе представляют собой некий спектакль, основной зритель которого сидит на значительном расстоянии от событий в комфортной ложе. Основную выгоду здесь получают СМИ РФ. Им нужна "картинка" для новостных программ. Им необходимо поддерживать у зрителя ощущение постоянной напряженности в регионе, присутствие пророссийского сопротивления. Не того, которое открыто проявляется в блогосфере, а того, которое при случае возьмется за оружие. Кровь этому зрителю пока не нужна. Является ли зритель также и заказчиком? Т.е. - заплатил ли он за этот спектакль? По некоторым данным, озвученным на П-образном столе - весьма вероятно. Но в конечном итоге самую дорогую цену за этот спектакль заплатим мы.

Источник: www.facebook.com

Метки: одесские теракты; 2 мая

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100