Odessa DailyБизнес

Александра Кужель: Я сразу сказала предпринимателям — готовьтесь к бунту

Odessa Daily

26 октября 2015 в 15:40

Вечером 21 октября глава Комитета Верховной Рады по налогам и таможне, народный депутат от фракции президента Нина Южанина сообщила, что МВФ приостановит свою программу кредитования Украины в случае регистрации Комитетом проекта налоговой реформы.

Александра Кужель: Я сразу сказала предпринимателям — готовьтесь к бунту

Об этом Южанина заявила непосредственно после встречи с представителем фонда в Украине Жеромом Ваше. Реформа, которую предлагают парламентарии и под которой еще до регистрации подписалось более ста народных избранников, все лето обсуждалась политиками с представителями бизнеса. Этот законопроект предполагает либерализацию налогообложения одновременно с реформированием Госфискальной службы, что, по прогнозам депутатов, должно наконец-то вывести предпринимательство Украины из тени. Почему МВФ ставит палки в колеса прогрессивной реформе FaceNews узнавал у замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Александры Кужель и члена Комитета по вопросам налогов и таможенной политики Татьяны Остриковой, которая лично присутствовала на встрече с Ваше.
Александра Кужель: «Упрощенку» они фактически ликвидируют, чего не посмел сделать даже Азаров»

Глава Комитета по налогам и таможне Нина Южанина заявила о том, что МВФ грозится прервать кредитование Украины, если будет принят закон по налоговой реформе, который лоббируете и Вы. Каково Ваше мнение по этому поводу?
У меня возникло глубочайшее разочарование. Я вообще не могу себе представить, как МВФ может себе позволить приказать депутатам не вносить какой-то законопроект. Потому что я помню, что мы собрали около 130 подписей под законопроектом, который мы готовили все лето как альтернативный.
Если МВФ еще будет у нас работать и налоги платить и зарплаты выплачивать — тогда нет проблем. А если он дает нам только деньги для поддержания так называемой денежной стабильности Национального банка, которая разорила у нас 54 банка и сто миллиардов у нас дала рефинансирования, которые не вернутся в бюджет, то я этого не понимаю. Они не несут ответственности за свои провальные политики.
Я сейчас встречалась с предпринимателями Ивано-Франковска, и я им сразу сказала: готовьтесь к бунту. Начинайте собирать подписи. Они в шоке. Я им просто прочла, что готовит Минфин — они в шоке. Бизнеса там нет. Там авансовые платежи. Вы знаете сколько бюджет уже сегодня должен бизнесу? 47 миллиардов. 20 миллиардов по НДС и 27 миллиардов по прибыли.
«Я просто прочла предпринимателям, что готовит Минфин — и они в шоке. Бизнеса там нет»

И они продолжают опять писать авансовые платежи, а «упрощенку» они фактически ликвидируют, чего не посмел сделать даже Азаров. Они убирают право по упрощенной системе быть юридическими лицами, они пишут, что даже при 300 000 оборота готовятся через три года поставить кассовые аппараты. В общем, я думаю, что если их не вынесет тарифный Майдан, то их вынесет налоговый. Ногами вперед.
Вы видите как-то пути урегулирования сейчас? Что может остаться из того, что приемлемо для предпринимателей?
Ничего из того, что они подают, не выгодно. Нужно подавать наш налоговый кодекс. Он взвешенный, абсолютно либеральный, он думает о том, как сделать из дурацкого администратора — нашей налоговой — нормального администратора и помощника, как сделать налогового консультанта, как сделать свой налоговый кабинет. Масса позитивных предложений, которые дают бизнесу хорошее настроение. Надежду, что можно работать. Какие-то позитивные настроения, которых уже давно не было. А по кабминовскому закону — там не о чем говорить просто.
«Как можно считать то, что я вам и так не заплачу?»

А то, что Минфин посчитал, что Ваш законопроект принесет 207 миллиардов убытков бюджету-2016? У Вас есть альтернативные подсчеты?
Я не знаю, как они все это считают. Как можно считать то, что я вам и так не заплачу? Вот скажите мне, пожалуйста, как можно это посчитать? Если они считают на сегодняшний день импортный сбор минусом дохода — а его не было никогда! Они его ввели один год, уничтожили все отрасли, а теперь это считают убытком? Вот и весь разговор.
Мне тоже, когда я внедряла единый налог, говорили, что это будет катастрофа, а на самом деле произошло с точностью до наоборот. Когда я внедрила единый налог, все налогообложение выросло минимум в четыре раза.
Каких эффектов Вы и другие депутаты ожидаете в случае принятия Вашего либерализирующего закона?
Увеличение возможностей для ведения бизнеса, увеличение, естественно, рабочих мест и за счет этого — увеличение доходов в бюджет.
А как насчет детенизации?
Да, конечно детенизация. Но нужно будет очень серьезно углубить дальше все изменения, которые касаются всех фондов социального страхования. Нужно честно сказать, что у нас Пенсионного фонда нет, и что мы будем платить всем только минимальную пенсию, поэтому мы берем минимум. А дальше все фонды переводить на обязательное простое страхование. Медицинское страхование, как автомобили страхуют «КАСКО». Дальше уже страхуйтесь себе, если этого вам мало. Потому что нет бесплатной медицины.
Точно так же Фонд занятости — это обыкновенное платное агентство, и более ничего. Никакое это не страхование. Ничего они не делают, кроме прогуливания бюджетных наших с вами взносов. Ну и по несчастным случаям фонд — там 90% отбирает Ахметов по своим авариям — так пусть он страхует! У него риск большой — он страхует на одну сумму, а у кого риск маленький, если я продаю мороженое на улице — то я застрахую на обычную небольшую страховку. Всё.
Татьяна Острикова: «Я не знаю, над чем работает Министерство финансов»
Нина Южанина сделала заявление, что МВФ отметил, что в случае реализации того варианта налоговой реформы, который предлагает Комитет ВР по налогам и таможне вместе с общественностью, они прекратят кредитование Украины. Известно ли Вам, по поводу каких пунктов возникли самые большие споры?
Во-первых, я была вчера на встрече главы Комитета с МВФ, и нельзя ставить вопрос о том, что МВФ недоволен нашей реформой. Потому что МВФ до сих пор не изучал внимательно текст законопроекта. Они сложили свое предварительное впечатление только исходя из того, что они из открытых источников, из медиа смогли получить. А это информация, что речь в законопроекте идет исключительно о снижении ставок и фискальной либерализации.
Мы на встрече очень долго общались, более двух часов, и дали Международному валютному фонду четко понять, что основное в этой реформе — это то, что ею закладывается рамка для реформирования Государственной фискальной службы. Которую за год ни новое руководство, ни Кабинет Министров не смогли эффективно реформировать — коррумпированная система оказывает этому сумасшедшее сопротивление.
«После двух часов разговора впечатление МВФ, кажется, удалось изменить»

В нашем законопроекте заложены основы, чтобы создать новую фискальную службу, ликвидировать налоговую милицию, максимально исключить возможность каких-либо влияний со стороны каких-либо сотрудников налоговых органов на налогоплательщиков, максимальная автоматизация, четкие и прозрачные правила возмещения НДС, распределения средств, которые попадают на счета электронного администрирования НДС, и направление их на возмещение того долга, который есть у государства перед бизнесом.
Итак, по мнению МВФ наше общество не столь требует снижения ставок налогов, сколь реальной реформы самого органа и реальной борьбы с коррупцией. И когда мы дали МВФ понять, что на самом деле наш законопроект как раз и призван бороться с теми проявлениями, которыми на сегодняшний день существуют в налоговых органах, их общее впечатление, кажется, удалось изменить.
А бороться мы будем с возможностью вот этой дискретности: хочу — толкую так, хочу — толкую эдак. Хочу — делаю в пользу плательщика, а если хочу получить определенную награду — сделаю ему во вред.
«Мы предоставили расчеты макроэкономистов, которые указывают на некорректность подсчетов Минфина»

Руководитель представительства МВФ в Украине Жером Ваше сказал, что он бы хотел ознакомиться более глубоко и детально с текстом законопроекта. На встрече мы ему также предоставили расчеты, которые, по нашему мнению, указывают на некорректность подсчетов Министерства финансов касательно возможных недопоступлений в бюджет в размере двухсот миллиардов гривень из-за этой реформы.
Это не расчеты депутатов, потому что депутаты не являются в этом специалистами. Это расчеты ведущих украинских макроэкономистов, которые показывают, где Министерство финансов сознательно или несознательно допустило ошибки, а, возможно, и умышленно чего-то недосчитало.
На этой ноте, чтобы не выглядеть перед выборами в глазах наших международных кредиторов какими-то предвыборными популистами, мы договорились с МВФ, что до выборов мы этот законопроект регистрировать не будем. Чтобы снять с себя какие бы то ни было обвинения в политическом популизме.
Министерство финансов заявляет, что ваш законопроект касательно налоговой реформы принесет потерь для бюджета на 207 миллиардов гривень. А каковы Ваши подсчеты? Будут ли вообще потери? А в плюс выйти можно?
По нашему мнению, во-первых, в расчетах Минфина не учтены поступления в госбюджет. Во-вторых, Министерство не применяет эффект мультипликации на увеличение поступлений государственного сектора и уменьшение выплат от платы налогов. В-третьих, Министерство финансов почему-то не учитывает экономии расходов бюджета на оплату труда в бюджетной сфере. А ведь за счет уменьшения ставки единого социального взноса до 20% уменьшится размер начислений на заработную плату работников бюджетной сферы. Это дополнительно даст в бюджет 23,2 миллиарда гривень.
«Общая сумма, не учтенная в бюджете, составляет около 193-194 миллиарда гривень»

В-четвертых, почему-то Министерство финансов, возможно, не знает как посчитать дополнительные поступления от детенизации заработной платы. Макроэкономисты оценивают расчетный уровень в 25%, и дополнительные поступления от НДФЛ составят, соответственно, 4,4 милларда гривень, а от ЕСВ 8,2 миллиарда гривень. Даже Минфин соглашается с тем, что эффект от детенизации в этом направлении составит более 12 миллиардов гривень.
В общей сложности, по мнению макроэкономистов, общая сумма, не учтенная в бюджете, составляет около 193-194 миллиарда гривень. Более того, Министерство финансов почему-то не учитывает эффекта от электронного администрирования НДС. При этих подсчетах абсолютно этого не учитывали, потому что, наверное, не знают, как считать поступления от перехода на систему электронного администрирования НДС (СЭА НДС).
ГФС заявляет, что они предупредили благодаря функционированию СЭА НДС выведение 6-7 миллиардов через фиктивные НДС-системы. Давайте даже не будем считать 6-7, а посчитаем 2 миллиарда гривень. Если мы ввели эту систему и весь украинский бизнес страдает от вымывания оборотных средств оттого, что они должны планировать свои продажи исходя из того, какая регистрационная сумма у них идет по формуле, то почему же тогда Министерство финансов не считает эффект от введения электронной системы? По самым скромным оценкам это 21,6 миллиардов в год нужно считать.
«Согласно прогнозу макроэкономистов, если честно, предвидится даже прибыльный эффект, а не минус в двести миллиардов»

То есть согласно прогнозу макроэкономистов, если честно, предвидится даже прибыльный эффект, а не минус в двести миллиардов. И еще мы указали МВФ на те места, которые, по нашему мнению, могут быть компенсаторами. Но мы как депутаты не можем их считать, потому что мы не знаем базы, не владеем цифрами и статистикой. А владеет этим Министерство финансов как орган, который ответственный за формирование фискальной политики. Поэтому именно они должны посчитать, например, эффект от того, когда наконец заработает закон о трансфертном ценообразовании.
А господин Клименко, каким бы он ни был «преступным» министром — он почему-то считал цифры. То есть преступная власть могла посчитать эффект по трансфертному ценообразованию, а демократическая власть не знает, как применять этот механизм.
Министерство финансов, по Вашему мнению, ведет ли реальную и эффективную работу по отслеживанию и прекращению коррупционных потоков финансовых? Потому что закон — это одно дело, а другое дело, что в Украине закон ведь часто обходят. Работает ли наша исполнительная власть в лице Минфина над тем, чтобы законы не обходились?
Я не знаю, над чем работает Министерство финансов. Складывается впечатление, что таможенной политикой они не занимаются вообще, хотя должны заниматься согласно функции, возложенной на них законодательством. Фискальной политикой занимаются, чтобы заткнуть дырки в бюджете, а министр в основном занимается вопросами внешнего долга и наших государственных заимствований. Хочу вам сказать, что законопроекты, которые подаются от Кабинета министров, но создаются и презентуются Министерством финансов, на 90% отклоняются депутатским корпусом из-за их очень крайне низкого качества.

Источник: m.facenews.ua (http://m.facenews.ua/articles/2015/294852/)

Метки: предприниматели; Александра Кужель; налоговая реформа